Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Межличностные конфликты подростков со сверстниками
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович /3/ отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в межличностном общении со сверстниками, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.
Целью данной дипломной работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:
1. Проанализировать психолого-педагогической литературы об особенностях подросткового возраста, по проблемам, возникающим у подростков в общении со сверстниками. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
Изучить коммуникативные особенности подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.
3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей.
Выявить социометрический статус, особенности темперамента, эмоциональные особенности и особенности поведения в конфликтных ситуациях детей подросткового возраста.
Определить взаимосвязь между социометрическим статусом подростка, особенностями темперамента, эмоциональными особенностями, и особенностями поведения в конфликтных ситуациях.
Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса средней школы ? района ? . Количество испытуемых – 30 человек. Предметом исследования являются структура межличностных взаимоотношений в группе, особенности темперамента, как базовой характеристики личности, эмоциональные особенности испытуемых, влияющие на процесс общения.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника /25/. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей /25/. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.
В первой главе диплома рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, специфика общения подростков, особенности межличностных конфликтов подростков со сверстниками, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.
Во второй главе представлен анализ данных полученных в ходе исследования.
В заключении формируются выводы по данной проблеме.
В приложении представлены результаты диагностики.