Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Финансовая система и финансовая политика государства
Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена:
- бюджетная система;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Каждое из звеньев в соответствии современному государственному устройству РФ подразделяется на 3 уровня, соответствующие уровням государственной власти.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъекта¬ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспре¬делению совокупного общественного продукта.
В зависимости от методов формирования доходов экономических Субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы цен¬трализованных финансов (публичные финансы) и децентрализован¬ных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
Финансовая система, как форма организации денежных отношений, может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соот¬ветствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Существующие различия, как в функциональном назначении ука¬занных подсистем, так и в методах, способах формирования и ис¬пользования финансовых ресурсов делают целесообразным выделе¬ние обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы ор¬ганизаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домаш¬них хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формиро¬вания и использования денежных фондов у конкретных экономиче¬ских субъектов. Состав и классификация финансовой системы Рос¬сии по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рис. 1.(отме¬тим, что возможны и другие представления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов).
Основой финансовой системы являются децентрализованные фи¬нансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перерас¬пределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формирует¬ся прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетной» кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фон¬дов, которая регулируется нормами права и основывается на эконо¬мических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы на¬ходятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функцио¬нирование бюджетной системы России регламентируется Бюджет¬ным кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает три уровня управле¬ния: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предпо¬лагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.