Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Аудит наличия и сохранности основных средств
Аудит наличия и сохранности основных средств.
Аудитору не¬обходимо проверить:
• создана ли на предприятий комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;
• оформлены ли договоры купли—продажи ОС;
• оформлены ли протоколы договорной цены;
• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки—передачи ОС;
• правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.
Важное условие обеспечения сохранности основных средств качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедить¬ся в правильности организации аналитического учета.
В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить де¬тальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по ти¬пам. К этому списку должны быть приложены сведения о сни¬жении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.
Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность на¬числения амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.
Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список ос¬новных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необ¬ходимо получить и документы, отражающие поступление, вы¬бытие, перемещение основных средств
Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам — это процесс выбора статьи счета и про¬слеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных докумен¬тов, подтверждающих правильность учетной Записи. По основ¬ным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы устано¬вить факт поступления, выбытия основных средств, а также вы¬явить статьи ремонта, по которым были затрачены значитель¬ные средства. Можно использовать также метод случайной вы¬борки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете на¬логи и расходы по страхованию основных средств.
В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при про¬верке начисления износа и оценок выбытия и списания основ¬ных средств. Накопленный износ существует как арифметиче¬ская величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.
Аудит движения основных средств. Пути поступления основ¬ных средств на предприятие:
• приобретение за плату у поставщиков;
• безвозмездное поступление;
• в качестве учредительских взносов в уставный капитал;
• в порядке выкупа арендованных основных средств;
• возврат имущества (основных средств) по договору о со¬вместной деятельности.
Поступление основных средств оформляется актом (наклад¬ной) приемки—передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической докумен¬тации на данный объект.
Причины выбытия основных средств на предприятии:
• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;
• ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;
• передача ОС другим организациям.
Для определения непригодности основных средств на пред¬приятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объек¬тов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.
В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах ос¬новных средств, находящихся в эксплуатации.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и пере¬мещенные внутри предприятия основные средства после соот¬ветствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хра¬нят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за дан¬ный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основ¬ных средств.
Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только иска¬зить общую картину, но и вызвать:
• неточное исчисление амортизации;
• искажение сумм исчисляемых налогов;
• неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• при передаче основных средств в качестве взноса в устав¬ный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при пе¬редаче. К перечню должны быть подложены вторые