Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы межэтнических отношений в современной России
Введение
Наша страна, имея тысячелетнюю историю, заложила в своих традициях главные духовные заветы и морально – нравственные нормы мировых вероучений, являющихся эталоном гуманности и любви, терпения и всепрощения. Интернациональные великокняжеские, а затем и царские браки этому подтверждение. Искренний интерес ко всему «иноземному», «инородному», в присущем российскому национальному характеру милосердию и добродушию, в умении проявить милость к побежденному противнику (вспомним весьма приемлемую для побежденных участь хана Едигера, после взятия Казани получившего во владение Звенигород, и Шамиля, который после Кавказской войны безбедно жил в своей резиденции в Калуге и даже получивший разрешение совершить хадж. Или более близкий пример: отношение к Германии и к немцам после Второй Мировой войны).
Однако в процессе развития многонациональной империи в ней все больше укоренялась нездоровая тенденция – пренебрежение к национально – культурной самобытности ее народов, примитивное решение национального вопроса путем русификации, тенденция, которая усиливала кризис самодержавия и стала одной из важнейших причин всех трех российских революций.
Новое государство, выдвинув прогрессивные лозунги пролетарского интернационализма и права наций на самоопределение, имело реальную возможность достичь успеха в решении национального вопроса. Но не сумело: погубили, как всегда, двойные стандарты. На словах провозглашались расцвет и равноправие народов СССР, создание новой наднациональной исторической общности – советского народа, а на деле, кроме безгласного и послушного Совета Национальностей, народы СССР никак не были представлены в вертикали органов государственной власти. Общеизвестными были и негласно существующие социальные барьеры для «граждан диссидентской национальности», вынужденных порой срочно обзаводиться русской фамилией, чтобы поступить в ВУЗ. Так росли и пускали свои корни национальное недоверие и тот самый нигилизм, который в конце перестройки взорвался событиями в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Тбилиси, Вильнюсе, Фергане и в конечном итоге привели к распаду СССР.
Многие ученые (социологи, политологи, психологи) сходятся во мнении, что количество межэтнических браков в нашей стране с начала 90-х г.г. стало заметно меньше и численность их будет уменьшаться и дальше. В самом деле, если ты вырос в обстановке национальной напряженности и нетерпимости, то в большинстве случаев не станешь вступать в брак с человеком другой национальности. А ведь межнациональная семья – это великолепная среда для развития и укрепления межнациональных отношений, процессов адаптации и гармонизации между национальностями. Взаимоуважения национального сознания и самосознания каждого народа.
К сожалению, сегодня остро стоит вопрос о культуре межэтнического общения, так как он является результатом взаимодействия представителей разных этносов на микро – и макроуровнях. Хотя бесконечное количество этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения.