Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Учет, анализ и контроль производств затрат в некоммерч организациях
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время травматизм в молодежной среде - это одна из острых социальных проблем не только России, но и всего мира. В научной литературе исследуются социальные, психологические и биологические корни травмирования молодых людей, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность, увеличивается количество учреждений и организаций, занимающихся устранением различных предпосылок травматизма в молодежной среде. Однако ситуация в России за несколько лет качественно и количественно изменилась в худшую сторону. Связанные с этим социальные, криминальные, экономические и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем.
На сегодняшний день общепризнанным считается, что травмирование молодых людей является не только проблемой медицинского характера, но и проблемой социальной. Поэтому, для эффективной борьбы с ростом молодежного травматизма недостаточно только лечения пострадавших.
Молодежь — наиболее уязвимая в травматическом отношении группа. На возраст от 18 до 29 лет сегодня приходится первый из двух самых высоких пиков травматической активности в России («пик молодости»); второй — охватывает когорты старше 55 лет.
Рост травмирования молодых людей наблюдается во многих развитых странах. По данным Д. Фримана, травматизм является второй по частоте причиной смерти (после убийств) среди американских подростков и юношей в возрасте от 15 до 19 лет. За последние десятилетия в США уровень травмирования в возрастных группах 10–14 лет и 15–19 лет увеличился на 240% и 59% соответственно. При этом число травматизма молодежи росло значительно быстрее, чем в других возрастных когортах. Та же тенденция наблюдается в Польше, а также в ряде других стран. В России в большинстве случаев предпосылками травмирования молодых людей являются социальные аспекты, такие как: рост молодежной преступности, массовая наркомания среди молодежи, специфика несения современной армейской службы и др.
Э. Дюркгейм — первый социолог, обосновавший необходимость социального объяснения травмирования молодежи. И хотя считается, что роль социальных факторов в детерминации девиантного поведения впервые была отмечена еще в трудах Т. Масарика (1881 г.) и Х. Морселли, аналитическая стройность и теоретическая обоснованность дюркгеймовской работы сделали ее самым влиятельным исследованием по данной проблематике за последнее столетие. В современной западной социологии существуют разные подходы к объяснению молодежного травматизма, продолжающие традицию Э. Дюркгейма. «Когортная теория» Истерлина-Холинджера связывает бурный рост травматизма в подростковом и юношеском возрасте, заканчивающего летальным исходом, с относительной численностью соответствующих когорт рождения. Чем выше доля когорты в общей структуре населения страны, считают авторы, тем большие трудности приходится испытывать ее представителям в конкурентной борьбе за доступ к дефицитным социальным ресурсам в сфере занятости, образования, здравоохранения и т.д. Невозможность удовлетворения насущных потребностей приводит молодых людей к девиантному поведению.
Несмотря на значительное количество отечественных работ, посвященных проблеме травмирования молодых людей (Бережнова Л.Н., 1995; Данилюк С.Б., 1993; Дугарова Т.Ц., 1999; Дьяконова Т.И., 2000; Лубовский Д.В., 1990; Максимова Н.Ю., 1996; Мухина В.С., 1991; Прихожан А.М., Толстых Н.Н., 1990) региональных исследований на эту тему в нашей стране немного. Мы до сих пор не знаем истинных масштабов девиантного поведения российской молодежи, конкретных форм преломления общих его закономерностей в отдельных регионах России. В отечественной литературе определены основные социальные предпосылки травмирования молодых людей, выявлены основные направления по предотвращению травматизма среди молодежи. Однако гендерные и возрастные проекции молодежного травматизма все же нуждаются в анализе и объяснении с учетом регионального контекста.
Итак, целью данного дипломного проекта является исследование основных социальных предпосылок травмирования молодых людей; составление рекомендаций по оздоровлению молодежной среды.
Такая цель определила задачи исследования:
• дать характеристику предпосылок формирования современной молодежной среды в России;
• проанализировать основные проблемы молодежной среды (рост молодежной преступности, массовая наркомания среди молодежи, современная армейская служба);
• определить специфику проводимого социологического исследования;
• разработать анкету социологического исследования и провести анкетирование;
• оценить результаты, полученные в ходе исследования;
• дать рекомендации по устранению социальных предпосылок травмирования молодых людей и оздоровлению молодежной среды;
• сделать выводы.
Объектом исследования является молодежная группа в возрасте 16-28 лет количестве 500 человек.
Предмет исследования – основные социальные проблемы молодежной среды, влекущие за собой травматизм молодых людей.
Научная новизна исследования определяется характером результатов, полученных при достижении поставленных целей и задач, и выражается в следующем:
• выявлены особенности травматизма в подростковой и молодежной среде, конкретные детерминанты, влияющие на получение травм;
• разработан социально-диагностический компонент, ориентированный на оценку травмирования молодых людей;
Практическая значимость результатов исследования. Полученные данные о социальных предпосылках травмирования молодых людей могут стать основой для дифференцированного подхода к разработке социальных и профилактических программ.
Литература
1. Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов.// Социологическое исследование, № 1. - М., 2004.
2. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних.- М., 1988.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.,1993.
4. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации трудных подростков// Психологический журнал.- М.,1984.
5. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми.- Киров, 1994.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1979.
8. Выготский Л.С. Педология подростка – М., 1984.
9. Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987.
10. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии. - 1990. - № 4.
11. Ивочкин А.М., Гусев А.Ф., Плющ И.В., Белоглазова С.В. Оптимизация подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности. // Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина: Сб. материалов международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2000 г. - Москва: ВЦМК ''Защита'', 2000. - С. 116-118.
12. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - Москва, Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ, 1996. - 246 с.
13. Казначеев В.П. Проблемы геополитики и выживания нации России в XXI веке. // Безопасность жизнедеятельности и образование: Сб. - Новосибирск, 1999. - С. 6-16.
14. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.
15. Коломинский Я.Л., Реан А. Социальная педагогическая психология. – СПб: Издательство: Питер. Серия: Мастера психологии, 2000.
16. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии. -М., 1988.
17. Кравченко А.И. Cоциология: Учебное пособие. - М., 1997.
18. Кравченко А.И. Cоциология: Хрестоматия. - М., 1997.
19. Крейдун Н.П. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества (на материале несовершеннолетних правонарушителей).- Киев, 1991.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М, 1998.
21. Молодежный экстремизм. / Под ред. А.А. Козлова. - Из-во СПбГУ, 1996.
22. Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М, 1987.
23. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1993.
24. Практикум по социологии / Под ред. И.П. Барыгина. - СПб., 1997.
25. Психология (словарь) под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Изд. политической литературы, 1990.
26. Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: «Педагогика», 1998.
27. Рабочая книга школьного психолога./ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.
28. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. // Мир 1994.
29. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: «Дидакт», 1992.
30. Самоукина Н. Психологическое консультирование подростков и старших школьников // Частная школа .- 1997.
31. Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья. // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья: Сб. / Под ред. А.К. Демина. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, Фонд «Здоровье и окружающая среда», 1997. - С. 60-172.
32. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
33. Социология молодежи. / Под ред. В.Т. Лисовского. - Из-во СПбГУ, 1996.
34. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998.
35. Формирование личности в переходный период од подросткового к юношескому возрасту. / Под редакцией И.В Дубровиной) – М., 1987.
36. Фролов С.С. Социология. - М., 1994.