Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современные особенности культуры досуга (на примере молодежного досуга)
Введение
Известно, что сегодня досуг молодежи, выросшей в больших и малых городах, различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.
Перемены в экономическом сознании, бесспорно, зависят от базовых черт тех или иных групп населения. Наиболее показательной среди этих черт является возраст. Причины особой роли возраста в эпоху столь резких перемен, какие идут в России, понятны. «От возрастного потенциала» зависит вклад в реформирование экономики и общества, которое можно ожидать от людей разного поколения, их отношения к жизни, к обществу в огромной мере будет зависеть будущее страны. Переход к рыночной экономике связан с кардинальными изменениями системы экономических отношений, ломкой старых хозяйственных структур и связей, рождения новых.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие, как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений, рассматривались такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.
Также в данной работе были использованы статьи известного среди социологов журнал «СоцИс» и «Молодёжь» за 2000-2003 гг. В этих журналах достаточно широко освящена проблема современного студенчества. Здесь также приводятся в пример многочисленные исследования, опросы студентов различных вузов страны, факультетов и курсов, что во многом облегчает работу.
Необходимо отметить, что фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
В современной научной литературе практически нет упоминаний об исследованиях на данную тему. Это печально, ведь учитывая специфику развития личности студента можно действительно заинтересовать его общественной жизнью родного учебного заведения и таким образом организовать досуг, чтобы молодой человек приобретал положительный опыт социализации, а не бесцельно использовал свободное время.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».
Темой данной работы стала проблема культуры досуга современной молодежи. Объектом изучения является молодежь как социальная группа. Предмет изучения – организация и способы проведения досуга современной молодежи.
На основании поставленных целей необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- Дать анализ молодежи как социально-психологической группы,
- Охарактеризовать понятие досуга, его общие характеристики, проблемы организации досуга современной молодежи.