Выдержка из работы:
В настоящее время конкурентные преимущества любой страны мира по любым показателям базируются на конкурентных преимуществах человеческого капитала. Именно поэтому приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.
В этой связи изучение исторического развития теории человеческого капитала, обобщение и уточнение методологических подходов к проблемам оценки и накопления человеческого капитала становится особенно актуальным.
Изучение производительных способностей человека и их роли в общественном производстве имеет глубокие корни в истории мировой экономической науки и отражено в трудах многих экономистов – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, заложивших первоосновы будущей теории человеческого капитала. Работы чикагских учёных Дж. Минцера (1958г.), Т. Шульца (1960г.), и Г. Беккера (1964г.) ознаменовали рождение теории человеческого капитала.
Знания, умения и иные качества человека, которые могут применяться и потребляться в ходе любого производства, способности к труду вообще, представляют собой личное достояние или богатство человека. Эти способности существуют со времени появления рода человеческого, и капиталом они не могли стать до определенного исторического момента. В наше время способности человека в руках их носителя могут быть и личным достоянием, а также и товаром.
Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри С. Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение».
Экономический подход к социальным вопросам Гэри Беккер и его последователи применили в исследовании таких нерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, в объяснении иррационального и альтруистического поведения, идеологических процессов и религиозной деятельности.
Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внес коллега Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц, также награжденный Нобелевской премией. Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. По Беккеру, при принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.).
«Образование, - поясняет Т. Шульц, - это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков либо того и другого вместе». Более общую формулировку дает Л. Туроу: «Человеческий капитал – это производительные способности, дарования и знания индивидуума». Авторы разбираемой теории исходят из постулата о наличии в производстве «двух капиталов»: человеческого и нечеловеческого. В состав последнего они включают все средства производства, а именно: разрабатываемую землю (недра), постройки, оборудование, сырье, энергию. Этот вид капитала они называют также обычным, физическим или материальным. Из «обычного капитала» совершенно исключен фонд найма рабочих и служащих, т. е. переменный капитал.
В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:
1) человеческий капитал, который используется для получения дохода от этого капитала;
2) природные способности, которые сдаются в аренду и также приносят доход;
3) чистый труд.
Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два – человеческий капитал. При более детальном рассмотрении к основным элементам человеческого капитала обычно относят следующие:
1) капитал образования (знания – общие и специальные);
2) капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);
3) капитал здоровья; обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах);
4) капитал миграции (обеспечивающий мобильность работников);
5) мотивация экономической деятельности.
Главное отличие человеческого капитала от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений.
По мнению радикальных экономистов, неоклассическая теория вернулась к традиции Д. Рикардо и К. Маркса в трактовке труда как произведенного средства производства. Она отвергла упрощенное предположение классической теории об однородности труда и сосредоточила свое внимание на причинах разнокачественности рабочей силы. Наконец, она ввела в русло экономического анализа основные социальные институты (такие как образование и семья), первоначально относившиеся к чисто культурной сфере .
Широко распространенными являются представления, что человеческий капитал, воплощенный в людях, является продуктивным не только в рыночном смысле, т.е. в получении доходов от его применения, но и в производстве самого себя, при его использовании в свободное (личное) время человека.
Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из этой теории следует, что: индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон; длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска.
С другой стороны, полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Кроме того, чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет и тем выше расположена кривая его спроса на услуги образования.
Появились математические модели, в которых используется представление, что человеческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (свободного) времени человека, времени его досуга.
Человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас производительного капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут "арендовать" работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника).
В США была предпринята попытка оценить совокупность человеческого и материального (физического) капиталов: общее богатство страны в 1991 г. оценивалось приблизительно в 54,5 трлн. долларов, из которых 26 трлн. долларов (48%) приходилось на человеческий капитал .