Выдержка из работы:
Руководству, осуществляющему управление предприятием, необходимо решать многие вопросы, в числе которых такие как выбор курса на расширение объемов производства и реализации продуктов или же на их сокращение, заме-на продукта или его модификация, выбор такой продуктовой стратегии, кото-рая обеспечивала бы максимальную эффективность работы предприятия в бу-дущем.
Существует несколько простых и более сложных методических подходов, позволяющих оценить направления деятельности предприятия. Они могут ис-пользоваться локально или в определенной комбинации, в зависимости от по-ставленной задачи.
Наиболее удобным инструментом, используемым при принятии решения относительно портфеля продукции предприятия, является матрица БКГ (Бос-тонской консультативной группы, США).
Матрица БКГ - это метод стратегического планирования на предприятии, который используется для сопоставления различных изделий и формирования продуктово-рыночной стратегии предприятия.
Данный метод позволяет принимать решения по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу, в фирме, производящей различные продукты, на-ходящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную долю рынка.
Основная идея метода - стратегия продукта и рынка должны быть согла-сованы. Метод основывается на закономерностях жизненного цикла продукта. Его суть заключается в определении с помощью матрицы соотношения роста рынка и показателя, характеризующего отношение доли рынка, принадлежащей предприятию, к доле ведущего конкурента. Это соотношение определяет срав-нительные конкурентные позиции предприятия в перспективе. Для каждого из-делия (номенклатурной позиции) делается оценка приведенных двух парамет-ров, которые вписываются в соответствующие клетки. Модель матрицы пред-полагает, что темпы роста рынка (объемы продаж) и относительная доля, зани-маемая предприятием на рынке, являющиеся основными критериями при по-строении двухмерной матрицы БКГ, оказывают наибольшее влияние на при-быль и ликвидность.