Содержание:
Философия Ницше
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. - М.: Мысль, 1990. – 803 с.
2. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1990. – 822 с.
3. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. – 672 с.
4. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. – 398 с.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. - Т.4. От романтизма до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1994. – 880 с. - С. 265-277.
6. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991. - С. 211-214.
7. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с. - С. 437.
Выдержка из работы:
Философия Ф.Ницше, с одной стороны, несет на себе печать западно-европейской рационалистической классики, а с другой, в духе своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше.
Ницше выдавал себя за «человека будущего», преодолевшего предрассудки старого мира. В противоположность всей европейской традиции он не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно, поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета. Чтобы понять философское творчество Ницше, необходимо хронологически проследить становление и развитие главных его идей и проанализировать стиль и характер его мышления.
Традиционно различают три этапа в творчестве Ницше: ранний (1872-1876 г.г.), в котором господствует тема А.Шопенгауэра и разрабатывается эстетическая проблематика; второй (1877-1882 г.г.), в котором Ницше, интересуясь естествознанием и позитивизмом, тяготеет к проблемам познания и морали; третий (1883-1888 г.г.), который можно условно назвать завершающим, где разрабатывается тема «воли к власти» и эволюции подлежит идея морали. Исходя из разработок по последней теме, ставшей ключевой в понимании Сверхчеловека, становятся несколько понятнее ранние идеи и мыслительные импульсы Ницше. Хотя вряд ли можно утверждать, что работы позднего Ницше являются ключом к пониманию его философии в целом. Ранние темы и идеи не успевают реализоваться в трудах позднего этапа творчества, а любые поздние работы Ницше не вытекают из предыдущих.
В своих ранних работах Ницше, искренне интересуясь античной филологией, стремится противопоставить однообразный, скучный и серый современный ему мир античному многозвучью и многоцветью; окружавшую Ницше людскую массу - миру античных героев с их подвигами; рассуждени