Содержание:
Пространство и время как философские категории
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баженов Л.Б., Морозов К.Е., Слуцкий М.С. Философия естествознания. - М., 1966. – 416 с.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания М.: Центр, 1998. – 250 с.
3. Кабанов П.Г. Философия. Учебное пособие. – Томск: Изд. Том. Ун-та, 2003. – 204 с.
4. Молчанов Ю. Б. Проблема синтеза различных концепций времени // Синтез современного научного знания. - М.: Наука, 1973. – 546 с.
5. Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 176 с.
Выдержка из работы:
Представление о бытии как движении субстанции неизбежно ставило вопрос о том, где и как происходит это движение. Все многообразие мира предстает перед человеком упорядоченным в пространстве и времени.
В общем понимании пространство понимается как протяженность, т.е. «свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами» , а время – как длительность, т.е. «сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп» . Обе философские категории являются формами бытия материи.
В различные эпохи эти философские категории рассматривались мыслителями по-разному.
Древнегреческие материалисты считали, что пространство и время существуют объективно как мировая пустота и мировые часы. Демокрит полагал что есть пустота - время и вместилище - пространство. Подобное представление было и у Ньютона.
Противоречие такого понимания времени выразил Августин. Он рассуждал следующим образом: Если бы ничего не происходило, то и не было бы прошедшего и будущего. (Если бы не было настоящего, то не было бы прошлого и будущего.) Но если настоящее — это переход будущего в прошедшее, то есть ли настоящее? В чем же сущность прошедшего и будущего, если их нет? (Будущего еще нет, прошлого уже нет.) Это значит, что ньютоновское понимание времени приводит к выводу, что времени вообще нет. Августин нашел выход в признании существования только разных форм настоящего — «настоящее-прошлое», «настоящее-настоящее», «настоящее-будущее».
Идеализм нашел выход из противоречия в признании пространства и времени субъективными явлениями. По Канту, пространство и время — это априорные (доопытные) формы чувственности. То есть в самом мире