Выдержка из работы:
Введение
В отечественном законодательстве уделяется значительное внимание регулированию правоотношений по поводу недвижимого имущества.
Недвижимость, занимая основное место в системе объектов гражданских прав, сама выступает системным образованием с собственной структурой и взаимосвязью элементов, ее составляющих.
Пространственная ограниченность недвижимости, практически ее невосполняемость, значимость как среды обитания предполагают неизбежное столкновение в регулировании отношений по поводу недвижимости различных, возможно даже прямо противоположных интересов. Столкновение публичного и частного аспектов недвижимой вещи ставит законотворца и правоприменителя перед извечной дилеммой: экономический взлет за счет индивидуальной предприимчивости или социальное движение с распределением благ всем субъектам. Особенности системы недвижимого имущества выражаются и в естественном ограничении абсолютности прав индивидуума на них. "Но чем далее идет время, чем теснее становится жизнь и чем сложнее делаются условия общежития, тем настоятельнее обнаруживается потребность во взаимном ограничении и общественном регулировании, говоря иначе, потребность в большей "солидаризации" и "социализации". И никакие подлинные интересы личности не стоят осуществлению этой солидаризации на пути" - замечает И.А. Покровский.
Глава 1.Недвижимость как объект гражданских правоотношений
1. 1.Эволюция правового положения недвижимости как объекта гражданских правоотношений
Римское право различало вещи движимые и недвижимые. К недвижимым вещам относились земельные участки и недра земли. Кроме того, согласно действующему правилу superficies solo cedit - сделанное над поверхностью следует за поверхностью, составными частями земли считались постройки, посевы, насаждения. Столб воздушного пространства над земельным участком также считался частью его поверхности . Хотя делению вещей на движимые и недвижимые в римском праве российскими цивилистами не придается особого значения , включение земельных участков в число вещей манципируемых (res mancipi) свидетельствует о том, что со времен Рима объекты недвижимости имели важное значение для общества и особый правовой режим.
В российском праве деление имущества на движимое и недвижимое нашло свое отражение в Указе Петра I от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" (Указ о единонаследии) , а в последующем было закреплено в т. X ч. 1 ст. 383 Свода законов гражданских.