Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Развитие воображения существенно сказывается на развитии личности ребенка в целом, на развитии мышления и познавательных способностей. Поэтому так важно активировать его в дошкольном возрасте, когда происходит становление человека, когда начинает формироваться самосознание, мотивационная сфера, самооценка, познавательный интерес. Известно, что продуктивность воображения находится в прямой зависимости от богатства речи и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Существенные изменения в развитии детского воображения совершаются именно в непосредственной связи с усвоением речи. Изучение связи воображения и речи, которая наиболее отчетливо проявляется в вербальном творчестве детей, позволяет подбирать эффективные методы и приемы развития данных психических процессов, имеющих крайне важное значение в общей системе межфункциональных связей в познавательной сфере.
ГЛАВА 1. Общая характеристика воображения
и средства его развития
1.1. Понятие воображения. Его значение, виды и функции.
Определение воображения и выявление специфики его развития – одна из наиболее сложных проблем в психологии. Существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным.
Воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления служит не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, произведений искусства, творчества в разных областях жизни и деятельности человека. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных преобразований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Именно в нем можно увидеть тот узел «аффекта и интеллекта», который связывает эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности [22].
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.