Выдержка из работы:
Введение
Любой переходный период характеризуется существенным изменением в содержании внутренней позиции учеников тех аспектов их жизнедеятельности, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания, как положительные, так и отрицательные. При переходе из дошкольной образовательной среды в начальную школу - это новый жизненный статус (статус ученика), отношения со взрослым, со сверстниками. Переориентация в критериях оценки других, естественно отражается на характере самооценки детей данного возраста (привычные в младших классах ситуации, когда самооценка «инспирируется» учителем на основании результата учебы). Качественно иная, в сравнении с предшествующими ступенями социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования целостной личности учащихся и, прежде всего, к социально-психическому уровню.
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе в условиях детского сада
1.1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований .
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.
Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер.
Глава 2. Исследование педагогических условий и форм подготовки детей к школе
2.1. Программа и методы исследования
Цель исследования - выявление психолого-педагогических условий и форм подготовки детей к обучению в школе.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что успешная подготовка детей к обучению в школе зависит от проводимых занятий по целенаправленному формированию у них познавательных процессов, развитием их способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительных процессов.
Объектом исследования процесс подготовки дошкольников к обучению в школе.
Предмет – особенности психолого-педагогических условий подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада.
База исследования: ДОУ № 27 «Богатырь». Испытуемыми выступали дети подготовительной группы. Количество испытуемых 20 человек.
Заключение
Проблема подготовки детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. От ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Основными условиями успешной подготовки детей к обучению в школе выступают:
- наличие у них соответствующих мотивов обучения;
- произвольность, управляемость поведения;
- уровень развития его речи, умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило;
- хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Основной и наиважнейшей педагогической формой подготовки детей к обучению в школе выступает целенаправленное проведение специальных занятий, формирующих у детей основные познавательные процессы, как осоновополагающие новообразования в процессе подготовки детей к обучению в школе. Основной методикой проведения такого вида занятий выступает введение в игровую деятельность элементов учебной деятельности. Сформировать мотивационные элементы учебной деятельности можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.