Содержание:
Дисциплина: «Возрастно-психологическое консультирование»
Специальность: 030301 Психология
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Факторы риска в психическом развитии детей.
2. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков.
3. Принципы консультативной работы: этические, теоретические, технические.
4. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития.
5. Проблема развития и периодизации психического развития в контексте возрастно-психологического консультирования.
6. Источник, движущие силы, условия развития как система категорий анализа психического развития ребенка.
7. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности и новообразования как отправные точки возрастно-психологического консультирования.
8. Понятие психологического диагноза и психологического прогноза.
9. Консультирование по вопросам психического развития в младенчестве. Критерии анализа психического развития младенцев.
10. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста.
11. Психологические трудности дошкольников.
12. Проблема готовности к школьному обучению в контексте возрастно-психологического консультирования.
13. Проблемы младшего школьного возраста. Консультирование по проблемам учебной деятельности.
14. Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста.
15. Этапы возрастно-психологического консультирования.
16. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка. Основные линии критики тестов как метода диагностики.
17. Особенности стратегии клинического обследования ребенка.
18. История развития ребенка. Схема составления психологического анамнеза.
19. Правила написания психологического заключения.
20. Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования.
21. Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка во время обследования.
22. Методы диагностики познавательного развития.
23. Методика «Диагностика умственного развития – шкала интеллектуальных тестов Д.Векслера для детей».
24. Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена».
25. Диагностика интеллекта с помощью проб Ж.Пиаже.
26. Общая характеристика рисуночных методов тестирования, техника их проведения и основные показатели.
27. Стадии развития изобразительной деятельности.
28. Методы диагностики графических навыков и тонкой моторики.
29. Методика «Рисунок человека».
30. Методика «Рисунок несуществующего животного» и её модификации.
31. Методика «Рисунок семьи» и её модификации.
32. Диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы.
33. Диагностика самооценки ребенка и оценка ребенка родителем.
34. Диагностика особенностей мотивационной сферы.
35. Диагностика детско-родительских отношений.
36. Методика «Родительское сочинение».
37. Пробы на совместную деятельность.
Выдержка из работы:
1. Факторы риска в психическом развитии детей.
Факторы риска — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от степени ее вероятности выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Выделяются: (1) экзогенно-биологические факторы (нарушения в протекании беременности, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания и т. п.); (2) эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генные дефекты, различные формы дизонтогенеза); (3) социально-психологические факторы (психическая депривация, неправильное воспитание в семье, психические травмы и др.). Три основных группы Ф. р.: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Делятся на: (1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.); (2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.); (3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); (4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.).
21. Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка во время обследования
Метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Общим признаком наблюдения как метода и методики следует считать активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, получаемых путем наблюдения. Следующий признак отличает психологическое наблюдение с точки зрения включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических. Он предполагает разведение видов наблюдения — описательного и объяснительного, включающего в единицы описания интерпретационные компоненты.
37. Пробы на совместную деятельность.
В консультативной практике имеет высокую диагностическую ценность такой методический
прием как “Пробы на совместную деятельность”. При реализации данного приема создается ситуация, когда родитель и ребенок встают перед необходимостью совместного решения конструктивной задачи.
Методика «Пробы на совместную деятельность» направлена на диагностику особенностей
когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия в системе родительско-детских
отношений. К участию во взаимодействии приглашается диада - родитель и ребенок. В качестве
конструктивного материала в методике могут использоваться конструктор, мозаика, кубики.
Участникам взаимодействия предлагается совместно выполнить задание - составить фигуру из
конструктивного материала по заданному образцу. При составлении заключения по пробе на
совместную деятельность соотносятся особенности делового (когнитивно-деятельностного) и
межличностного (эмоционального) блоков показателей взаимодействия родителей с детьми.
Показатели когнитивного компонента взаимодействия: 1. Ролевое распределение “ведущий –
ведомый” (4 показателя); 2. Целенаправленность и последовательность руководства (2 показателя);
3.Особенности введения инструкции (6 показателей); 4. Ориентация на действия партнера (4
показателя); 5. Контроль (3 показателя); 6. Оценивание (5 показателей); 7. Особенности принятия
руководства ведомым (9 показателей). Всего 33 показателя.