Содержание:
Содержание
1. Становление и развитие управления как науки………………………………………6
2. Общая характеристика развития управленческой мысли в период с 15 по 19 вв.....6
3. Основные школы управленческой мысли и их краткие характеристики….……… 8
4. Значение работ Ф.У.Тейлора, Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет, Г.Гантта в области совершенствования и стимулирования труда. ……………………………..………………………..9
5. Вклад виднейших представителей классической школы в управлении и ее становление и развитие. ………………………………………………………………………...……11
6. Фундаментальные работы академика С.Г.Струмилина…………………………….12
7. Вклад виднейших представителей школы человеческих отношений в ее становление и развитие. ……………………………………………………………………………..12
8. Значение работ Д.Макгрегора, Ф.Герцберга и других исследователей бихевиористского направления. …………………………………………………………………….13
9. Наиболее видные представители школы науки управления или "новой школы"..15
10. Эволюция менеджмента как научной дисциплины………………………………...16
11. Общая характеристика научных школ менеджмента. ……………………………..17
12. Формирование первых отечественных школ управления и их виднейшие представители. ………………………………………………………………………………………..18
13. Вклад Е.Ф.Розмирович в развитие науки управления……………………………...20
14. Период формирования основных отечественных концепций управления………..21
15. Вклад П.М.Керженцева, А.К.Гастева, Н.А.Витке и других в развитие отечественных школ управления. …………………………………………………………………...22
16. Период развития целостной хозяйственной системы тоталитарного общества…………………………………………………………………………………………...…..24
17. Этап реформирования и реорганизации систем управления и его значение………………………………………………………………………………………………..25
18. Период развития комплексной теории управления и его представители……..…..26
19. Отношения управления как философская категория, природа и краткая характеристика. ………………………………………………………………………………………27
20. Классификация отношений управления……………………………………………..27
21. Виды управления и их характеристика. …………………………………………….29
22. Принципы научного анализа, общая характеристика………………………………30
23. Понятие о цели управления (менеджмента), определение…………………………31
24. Принципы управления и их общая характеристика. ……………………………….32
25. Принцип системности в управлении. ……………………………………………….33
26. Принцип индукции и дедукции в управлении. ……………………………………..33
27. Принцип логичности в управлении. ……………………………………………..….34
28. Принцип историзма в управлении………………………………………………...…34
29. Понятие и классификация функций управления………...………………………….35
30. Понятие о системной характеристике субъекта и объекта управления. ….………35
31. Учет внешней среды и устойчивость системы управления. ………………………36
32. Сущность и функции обратной связи в системе управления. …………………….37
33. Общая характеристика методов управления………………………………………..39
34. Мотивация трудовая. …………………………………………………………..……..40
35. Методы распорядительного воздействия……………………………………………42
36. Методы регламентирующего воздействия. ………………………………………....43
37. Методы нормирующего воздействия. ……………………………………………....43
38. Методы материального стимулирования. …………………………………………..44
39. Методы финансирования. …………………………………………………………....45
40. Методы ценообразования. …………………………………………………….……..46
41. Методы воспитания уважительного отношения к труду. ………………………….46
42. Методы воспитания высокой трудовой активности………………………………..47
43. Методы формирования благоприятного морального климата. …………………...48
44. Авторитарная система управления. …………………………………………………48
45. Демократическая система управления. …………………………………………..…49
46. Тоталитарная система управления. ……………………………………………..…..50
47. Общая характеристика традиционных типов организационных структур управления.…........................................................................................................................................51
48. Использование структур управления ограниченного функционализма. …………52
49. Возможности и особенности матричной структуры управления………………….53
50. Процесс управления и его основные характеристики. ……………………….……54
51. Влияние новых информационных технологий на эффективность управления. …56
52. Основные подходы в совершенствовании управления социально-экономическими системами……………………………………………………………………………………………...56
53. Понятие эффективности управления и его составляющие……………………...…57
54. Основные принципы и методы кибернетики. ……………………………..……….58
55. Единство процесса управления и движения информационных потоков в системах……………………………………………………………………………………………….59
56. Имитационное моделирование процессов планирования и правления…………...60
57. Прогнозирование и планирование текущей и перспективной деятельности. ……61
58. Практическое применение экономико-математических моделей и методов в управлении фирмой. …………………………………………………………………………………62
59. Определение понятия "менеджмент". ……………………………………………....62
60. Менеджмент как теория, практика и искусство управления. …………………..…63
61. Понятия о цели и ценностях высшего руководства…………………………...........65
62. Определение миссии организации и ее значение в практической деятельности. ..67
63. "Жизненный цикл" организации и его практическое значение. …………………..68
64. Сравнительная характеристика американского, европейского и японского менеджмента. …………………………………………………………………………………………69
65. Формы организации системы менеджмента. …………………………………...…..70
66. Концепция системы менеджмента и ее прикладные значения. …………….……..72
67. Основные подсистемы менеджмента: краткая характеристика. ………………..…73
68. Основные компоненты менеджмента и их связь с классической системой функционального подхода. ………………………………………………………………………….75
69. Общая характеристика видов менеджмента. ………………………………….……76
70. Понятие организации: системный и поведенческий подходы к организации. …..78
71. Общая характеристика формальных, неформальных и сложных организаций.. ...79
72. Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления. …………...........................................................................................................................80
73. Понятие об интеграционных процессах в менеджменте…………………………...81
74. Характеристика внутренних переменных организации. …………………….…….82
75. Формирование системной модели внутренних переменных. Понятие о социотехнических подсистемах. ……………………………………………………….…………....85
76. Характеристика внешней среды организации. ……………………………………..85
77. Влияние среды косвенного воздействия на развитие международного бизнеса... 86
78. Понятие о коммуникационном процессе в менеджменте. ………………………...87
79. Методы преодоления коммуникационных барьеров. …….………………………..92
80. Модель принятия управленческих решений. …………………………………….…93
81. Общая характеристика моделей и методов принятия решений. ………………..…94
82. Понятия о функциональной структуре менеджмента. ……………………………..95
83. Характеристика состава функций, прав и обязанностей на разных уровнях менеджмента………………………………………………………………………………………..…97
84. Общая характеристика стратегического и текущего планирования в системе менеджмента. …………………………………………………………………………………………98
85. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования. ……………...….101
86. Назначение, особенности и структура бизнес-плана. …………………………….102
87. Значение функции организации в менеджменте. …………………………………104
88. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе: дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления. ………………105
89. Единство распорядительство и объем полномочий: определение и практическое значение. ……………………………………………………………………………………………..106
90. Практическое значение "дерева целей" организации и методика построения. ....108
91. Определение нормы управления и делегирование полномочий. ………………..110
92. Смысл и эволюция понятия "мотивация". ……………………………………...…111
93. Краткая характеристика содержательных теорий мотивации. …………………..114
94. Краткая характеристика процессуальных теорий мотивации…………………....116
95. Понятие регулирования и контроля в менеджменте. ……………………………..119
96. Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации. ………………122
97. Основные элементы экономического анализа хозяйственной деятельности фирмы……………………………………………………………………………………………….. 124
98. Эволюция стратегии руководства в современных условиях: основные стили организации поведения……………………………………………………………………………...125
99. Классификация и оценка деловых качеств менеджера. …………………………..125
100. Развитие навыков и способностей менеджеров на основе использования концепции ограничений. ……………………………………………………………………….…..126
101. Ситуационные подходы к эффективному лидерству в менеджменте. …..………127
102. Управление неформальной организацией и методы повышения эффективности групп………………………………………………………………………………………………….129
103. Диапазон стилей руководства. Адаптивное руководство…………………………130
104. Управление конфликтной ситуацией. Функции организационного конфликта...131
105. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе……………..…..132
106. Понятие юридической и социальной ответственности организации. …………...134
107. Понятие этики в современном управлении………………………………………...136
108. Понятие "корпоративной культуры". Имидж менеджера и организации………. 137
109. Характеристика основных факторов эффективности менеджмента……………..139
110. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента…………………………………………………………………………………............140
Список использованной литературы……………………………………………………..141
Выдержка из работы:
1 Становление и развитие управления как науки
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функ-ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000--2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль-туры древних египтян, но и их управленческого искусст-ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес-сами, заботились о четкой специализации рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове-ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
65 Формы организации системы менеджмента
Коммерческие организации:
Товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей с уставным капиталом (участники - граждане и юридические лица)
А) Полное - товарищества, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом - все участвуют в управлении, управление осуществляется по полному согласованию товарищей («один участник - один голос»).
Б) на вере (коммандитное) - на ряду с полными товарищами, существует один или несколько участников (вкладчиков), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности («богатый и глупый + бедный и умный»), а управляет тот, кто полный товарищ.
110 Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента
Эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте выделяют экономическую и социальную эффективность. Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества. Результатом социальной эффективности является социальный эффект.
Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников.
Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы (осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести свои плоды лишь в отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами.