Содержание:
Перечень вопросов для подготовки
к итоговому государственному экзамену
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место и роль теории государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Происхождение государства и права, основные концепции.
3. Понятие, признаки и социальное назначение государства.
4. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.
5. Понятие и элементы формы государства, их характеристика.
6. Формы государственного правления: типичные и новые.
7. Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации и международного объединения.
8. Государственный режим: понятие, основные черты и виды.
9. Понятие и классификация функций государства. Функции современного Российского государства.
10. Механизм государства, его структура, принципы организации и деятельности.
11. Система представительных (законодательных) органов государства. Представительные (законодательные) органы в Российской Федерации.
12. Органы исполнительной власти государства. Исполнительная власть в Российской Федерации.
13. Судебная власть, ее задачи и функции. Судебная система в Российской Федерации.
14. Государство в политической системе общества. Структура и особенности политической системы в Российской Федерации.
15. Понятие права, его сущность, признаки и назначение.
16. Основные учения (школы) о сущности права. Современное правопонимание.
17. Понятие, признаки и виды правовых норм, их соотношение с иными социальными нормами.
18. Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
19. Понятие и система источников (форм) права современности, их характеристика.
20. Источники (формы) права в российской правовой системе, их особенности.
21. Роль и значение судебного прецедента и судебной практики в праве. Судебное решение в Российской Федерации.
22. Понятие нормативных правовых актов, их система в Российской Федерации.
23. Понятие и признаки закона. Система законодательный актов в Российской Федерации.
24. Правотворчество и правообразование. Виды правотворческой деятельности.
25. Законотворческий процесс, его особенности в Российской Федерации.
26. Систематизация законодательства: понятие и способы.
27. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Российской Федерации.
28. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.
29. Принципы права. Презумпции, аксиомы и фикции в праве.
30. Понятие системы права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов в Российской Федерации.
31. Понятие отрасли права, ее признаки. Виды отраслей права в Российской Федерации.
32. Частное и публичное право, их определение и критерии разделения.
33. Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение.
34. Национальное (внутригосударственное) и международное право, их связь и взаимовлияние.
35. Понятие, признаки и виды правоотношений, их отличие от иных общественных отношений.
36. Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности, их признаки и формы выражения.
37. Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Государство как субъект правоотношения. Понятие физического и юридического лица.
38. Понятие, виды и функции юридических фактов. Фактический состав.
39. Понятие действия и реализации права. Формы реализации права, их характеристика.
40. Правоприменение, его признаки, стадии и виды. Правоприменительные акты, их отличие от иных правовых актов.
41. Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Правила аналогии.
42. Юридические коллизии: понятие, процедуры и правила разрешения.
43. Понятие и виды толкования права. Интерпретационные акты.
44. Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Государство как субъект правоотношения. Понятие физического и юридического лица.Правомерное поведение: признаки, виды.
45. Понятие, признаки и виды правонарушений, их характеристика.
46. Правонарушение и состав правонарушения, их соотношение.
47. Понятие и принципы юридической ответственности.
48. Виды юридической ответственности, их особенности.
49. Понятие, элементы и стадии механизма правового регулирования.
50. Стимулы и ограничения, льготы и поощрения в праве.
51. Право, законность и правопорядок, их соотношение. Гарантии законности.
52. Понятие правосознания, его структура, функции, виды.
53. Понятие правовой культуры: структура, уровни и виды. Формирование правовой культуры.
54. Правовой нигилизм в России, понятие, причины и формы проявления, пути преодоления.
55. Понятие и типологии правовых систем (семей) мира.
56. Основные черты романо-германской правовой семьи.
57. Англосаксонская правовая семья, ее отличия.
58. Особенности современной российской правовой системы.
59. Правовое, демократическое и социальное государство, его задачи и назначение.
60. Государство и личность, правовой статус личности: понятие, виды, структура.
61. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в международных стандартах и национальном законодательстве.
62. Государство и гражданское общество, их взаимосвязь.
Выдержка из работы:
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место и роль теории государства и права в системе юридических и общественных наук.
Понятие "Теория государства и права" рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Как юридическая наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.
Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. Важно уметь отличать ее предмет от предмета иных юридических наук:
- общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений);
- отраслевых юридических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и других);
- специальных юридических наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других).
30.Понятие системы права и система законодательства, их соотношение. Классификатор правовых актов в Российской Федерации.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Системность - общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права - это юридическое выражение структуры данного общества.
От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.
В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.
Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.
62. Государство и гражданское общество, их взаимосвязь.
Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они ни занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы считаются формой проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.