Выдержка из работы:
Глава 2. Мировозрение и творческие принципы писателя
2.1 К.Гамсун в контексте мировой литературы
Эта мысль, видимо, отличает его от другого великого норвежца Ибсена, который больше погружен в общественные коллизии, и его человек прежде всего социальный. Гамсун, кажется, заглянул глубже, в неразделенный ствол всяких обществ, в природу. Правда, тот же сторонний взгляд находит, что Ибсен предвидел Гамсуна в характере Пер Гюнта и даже описал заранее виды его странствий, а гений Грига возвысил их до мирового признания.
Может быть, нападки Гамсуна на Ибсена, совершенные вдобавок в его присутствии, были несправедливы и неблагодарны. Но все-таки предвидеть кого-либо еще не значит им быть, и Гамсун, конечно, явился в Европейскую культуру с новым открытием.
Глава 3. Пейзаж в реализации идейно-философского замысла произведений «Мистерия» и «Пан»
3.1 Изображение психологического состояния героев
К.Гамсун в своих романах предлагает изучать тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, жизнь воображения, поток мыслей и чувств.
Тот же субъективный метод был использован в романах «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894). Возвышенные описания природы выражают эйфорию, которую стремился обрести и сам Гамсун, и его главный герой, Глан. Томас Глан, охотник и мечтатель, сменивший военную форму на «одежду Робинзона», не в силах забыть «незакатные дни» одного короткого северного лета. Желание наполнить душу смешанными с болью сладостными мгновениями прошлого заставляет его взяться за перо. Так рождается поэтическая история о любви, одной из самых непостижимых тайн мироздания.
Глава 5. К.Гамсун-пейзажист в оценке русских писателей и критиков
5.1. К.Гамсун в восприятии писателей 19-20 века
Север оставался неизвестным, закрытым, его сначала открыли фольклористы, этнографы, Максимов. Гамсун, по сути дела, стал тем писателем, который во многом открыл русской литературе север не только как географическую территорию, но и как территорию культурную.
Характеризуя литературный стиль великого норвежца, А.И. Куприн писал в эссе «О Кнуте Гамсуне»: «Гамсун не создаст школы, он слишком оригинален, а подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поет птица, как растет дерево».