Выдержка из работы:
Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, кроме того, расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспечения и страхования, с работниками предприятия, с другими юридическими и физическими лицами.
При покупке организацией товаров, работ или услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами. Для расчетов с кредиторами в процессе деятельности используются поступления от дебиторов.
Современный этап экономического развития страны диктует особые требования к параметрам и характеристикам платежного оборота, вызывающим рост кредиторской задолженностей на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию их размера и обеспечение своевременного расчета.
Влияние дебиторской задолженности на состояние финансовой устойчивости предприятия велико.
1. Теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность - это задолженность покупателей за поставленные им товары, выполненные работы и оказанные услуги, авансы, перечисленные поставщикам, задолженность бюджета и внебюджетных фондов (в случае переплаты по налогам и сборам), задолженность других дебиторов (сотрудников организации, подотчетных лиц и т.д.).
Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.).
Кредиторская задолженность - это задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие товары, полученные работы и услуги; задолженность перед покупателями по авансам полученным, бюджетом по всем видам платежей; внебюджетными фондами; работниками по оплате труда и другими кредиторами.
Дебиторская задолженность может быть допустимой, обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.
Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
3. Основные направления совершенствования политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью ЗАО «Трансклиент В.И.П.»
Как показал проведенный в дипломной работе анализ дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Трансклиент В.И.П.», на предприятии наблюдается рост задолженности, неэффективное использование заемных средств.
В качестве совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью ЗАО «Трансклиент В.И.П.» и повышения ее эффективности можно порекомендовать ввести на предприятии систему планирования.
В настоящее время успешное управление деятельностью предприятия возмож¬но лишь при планировании всех финансовых потоков, процес¬сов и отношений хозяйствующего субъекта.
Значение планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
предоставляет возможности определения жизнеспособ¬ности проекта предприятия в условиях конкуренции;
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных планах. Планирование является составной частью управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.