Содержание:
РАЗДЕЛ 1. “МАРКЕТИНГ 7
1. Роль маркетинга в компании. Стратегический и операционный маркетинг 7
2. SWOT-анализ продуктов и компании 13
3. Анализ конкурентного окружения. Расширенная концепция соперничества (5 сил Портера) 16
4. Конкурентное преимущество. Элементы обеспечения конкурентных преимуществ (внешние, внутренние) 21
5. Базовые стратегии маркетинга 24
6. Комплекс маркетинга. Элементы комплекса маркетинга (4P): общая характеристика 26
7. Сегментирование. Виды сегментации потребителей 29
8. Позиционирование. Репозиционирование. Целевая аудитория 30
9. Выбор потребителей. Структура потребностей. Пирамида Маслоу 32
10. Информационная система маркетинга. Количественные методы исследования 34
11. Информационная система маркетинга. Качественные методы исследования 35
12. Продукт. Уровни потребительской стоимости продукта 36
13. Ключевые характеристики, цели и стратегии различных этапов ЖЦТ 37
14. Анализ продуктового портфеля. (Использование матрицы Бостонской консалтинговой группы) 39
15. Торговая марка и бренд. Рациональные и эмоциональные выгоды 42
16. Цена и ценность. Восприятие цены потребителем 44
17. Цена. Факторы, влияющие на ценообразование 45
18. Расчёт цены. Стратегии ценообразования 48
19. Структура каналов сбыта. Выбор каналов сбыта 50
20. Каналы распределения. Посредники в каналах распределения 54
21. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Виды маркетинговых коммуникаций 56
22. Реклама. Рекламная пирамида. Средства распространения рекламы. Медиаплан 59
23. PR. Внешний и внутренний PR 61
24. Планирование маркетинга. Содержание стратегического маркетингового плана 63
25. Бюджет маркетинга 64
РАЗДЕЛ 2. “МЕНЕДЖМЕНТ” 69
1. Стратегические инструменты управления 69
2. Сущность понятия «организация». Признаки организации. Сущность понятия «менеджмент». Характеристика менеджмента как науки управления (объект, субъект, предмет, цели, задачи) 73
3. Профессиональные компетенции менеджера. Уровневая и ролевая модель управления Г. Минцберга 76
4. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации и инструменты их анализа 80
5. Модель жизненного цикла организации: сущность, цели и задачи компании на каждом этапе жизненного цикла 83
6. Функции менеджмента, их сущность и основные характеристики 84
7. Организационное проектирование: основные параметры организационной структуры, соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления современной организацией 87
8. Организационные структуры управления: сущность, основные типы структур, современные тенденции построения организации 91
9. Коммуникации в современной организации: сущность, элементы, основные виды коммуникаций. Инструменты построения эффективной системы коммуникации в организациях 95
10. Общая характеристика процесса принятия управленческих решений. Основные методы подготовки и оптимизации процесса принятия решений 98
11. Сущность и краткие характеристики современных концепций повышения эффективности работы организации: концепция ТQМ, концепция «Just-in-time», концепция Кайдзен, концепция 5S, концепция И. Адизеса 103
12. Параметры оценки эффективности деятельности организации. Концепция «Сбалансированной системы показателей» Нортона и Каплана 111
13. Понятие стратегии развития компании, основные классы стратегий, методика выбора стратегии развития 112
14. Стили управления: характеристики, достоинства и недостатки. 118
15. Природа конфликтов, источники, специфика управления 120
16. Критерии эффективности управления человеческими ресурсами 121
17. Современные подходы к формированию системы стратегического менеджмента организации 122
18. Проектирование системы управления качеством принимаемых решений в условиях неопределенности конкурентной среды 124
19. Современные подходы к изучению конкурентной среды фирмы 124
20. Стратегический анализ процессов позиционирования фирмы как основа определения перспективных направлений развития 129
21. Мотивация в менеджменте 131
22. Организационная культура 132
23. Качество. Управление качеством 135
РАЗДЕЛ 3. « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ» 139
1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия национальной рыночной экономики и бизнеса 139
2. Современное представление о сущности и функциях денег 143
3. Оценка текущего состояния бизнес-среды в России: теоретические и практические аспекты 146
4. Бизнес-среда в моделях макроэкономического равновесия 148
5. Особенности структуры денежной массы в России 149
6. Инфляционные процессы в российской экономике 151
7. Основные направления антиинфляционной политики 156
8. Роль кредита в современной рыночной экономике. Дискуссионные вопросы функций кредита 160
9. Особенности монетарных процессов в экономике России 168
10. Современные формы и виды денег, кредита, банков 174
11. Свойства и признаки банковской системы 182
13. Сущность и функции банка как элемента банковской системы 188
14. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях 190
15. Понятие денежно-кредитного рынка: функциональные и институциональные аспекты 191
16. Основные концепции государственного регулирования рыночной экономики (монетаризм, кейнсианство, институционализм) и их применимость к современным условиям России 194
17. Бюджет России как инструмент государственного регулирования экономики 196
18. Налоговые реформы в России в XXI веке: цели, результаты, перспективы 201
19. Роль Центрального Банка в создании стабильной банковской системы страны 209
20. Эффективность государственного регулирования денежно – кредитной политики 212
21. Инвестиционная и структурная политика государства: проблемы и перспективы 213
22. Роль государства в активизации внутренних и внешних инвестиционных источников 218
23. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли — инструменты защиты частных и государственных интересов 219
24. Государственное регулирование энергетического сектора: современное состояние, проблемы, перспективы 221
25. Реформирование энергетического сектора в современных условиях: модели, противоречия, перспективы 223
РАЗДЕЛ 4. «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 227
1.Денежные потоки предприятия, методы их анализа. Свободный денежный поток 227
2.Бюджеты предприятия: виды, классификация, внутренняя взаимосвязь 234
3.Методы экономической оценки эффективности инвестиционных проектов 236
4.Риск: сущность, классификация, показатели измерения 236
5.Дивидендная политика: сущность и факторы, ее определяющие. Методы начисления и порядок выплаты дивидендов 238
6.Информационная база принятия финансовых решений 242
7.Методы учета фактора времени в финансовых операциях 242
8.Капитал фирмы, его структура и возможности ее оптимизации 245
9.Операционный анализ: сущность и основные элементы 245
10.Банкротство предприятия: причины возникновения и модели его прогнозирования 246
11.Оборотный капитал: сущность, классификация, источники формирования 247
12.Операционный, финансовый и совместный рычаги: сущность и порядок использования в финансовом менеджменте 250
13.Темпы роста предприятия: факторы, их определяющие, методика расчета 253
14.Показатели оценки финансового состояния предприятия 254
15.Инвестиционный риск: сущность, классификация, методы оценки 260
16.Эффект финансового рычага и рациональная заемная политика предприятия 263
17.Управление дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия 264
18.Финансовое прогнозирование на предприятии: сущность, используемые методы. Определение потребности во внешнем финансировании 268
19.Финансовый менеджмент: цель, задачи, функции 271
20.Стоимость капитала и методы ее определения 273
Выдержка из работы:
РАЗДЕЛ 1. “МАРКЕТИНГ
1. Роль маркетинга в компании. Стратегический и операционный маркетинг
Сам по себе термин «маркетинг», в буквальном смысле означающий процесс предоставления чего-либо рынку, не отражает присущий данному процессу дуализм, другими словами, термин подчеркивает не столько «аналитическую», сколько «активную» сторону этого процесса. (В качестве лирического отступления отметим, что во избежание путаницы Французская академия предложила использовать термины la mercatique и le marcheage — специально, чтобы выделить эти два аспекта маркетинга. На практике же эти термины редко употребляются во французских деловых кругах.) По этой причине используются понятия «стратегического» и «операционного» маркетинга.
Операционный маркетинг — это ориентированный на действия процесс, осуществляемый в течение кратко- или среднесрочного периода времени и направленный на существующие рынки или сегменты. В сущности, это классический коммерческий процесс достижения доли целевого рынка при помощи тактических средств, связанных с товаром, дистрибьюцией (местом), ценой и коммуникациями (продвижением) — четырьмя P маркетинга-микс, как их часто называют на профессиональном жаргоне. План операционного
РАЗДЕЛ 3. « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ»
1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия национальной рыночной экономики и бизнеса
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.
Кризис капиталистического хозяйства в 30-е годы достиг таких размеров, что возникла угроза основам рыночной экономики. Это заставило правительства ряда стран отойти от политики невмешательства и приступить к использованию широкого диапазона экономических мер, направленных на смягчение безработицы и выход экономики из продолжающейся депрессии.
Новые подходы к основным принципам функционирования рыночного хозяйства воплотились в разработанной Дж. М. Кейнсом концепции государственного регулирования, изложенной в его труде "Общая теория занятости, процента и денег". Согласно этой теории, перед государством ставилась задача вмешательства в деятельность рыночного механизма путем определения общего размера эффективного спроса при сохранении свободы принятия решений отдельными хозяйственными единицами.
Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через