Выдержка из работы:
Введение
Профессиональные певцы-аэды рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиня-ли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившие-ся тексты – преимущественно поэмы Гомера. По-видимому, певцом-аэдом был и Гомер.
Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период про-тяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось не-греческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, по-сле чего музы вдохновили его на создание поэм.
Гомера представляют слепым странствующим певцом-аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюст Гомера IV в. до н. э. и тоже без вся-ких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Почему же в наше время так широко распространено мнение о слепом Гоме-ре? Когда оно появилось и почему? Оказывается, представление о “великом слепце” возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном А. Маке-донским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл по-эму своей величайшей драгоценностью.
Александр отправился на Фарос и увидел местность, удивительно под-ходящую для постройки большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия. В центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обыч-ный смертный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литерату-ры оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.
Гомер скитался по Греции, участвовал в поэтических состязаниях. По мнению большинства учёных, поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы Гомером в Ионии (Малая Азия) в VIII веке до н. э. В древности Гомеру при-писывали авторство не только этих поэм, но и некоторых других. Современ-ные учёные склонны считать, что эти поэмы принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.
Сюжет “Илиады” и “Одиссеи” взят из Троянского цикла сказаний о по-ходе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвра-щении греков на родину .
“Илиада”, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Мене-лая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын мор-ской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Па-риса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
“Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преиму-щественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, се-мейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько поз-же “Илиады” и содержит около 12100 стихов.
На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” – в 1849 В. А. Жуковский.
Актуальность исследования. Античный мир был охвачен идеей гар-моничного развития человеческого тела и ума. Идеальные пропорции тела выражали эстетическое совершенство и считались самым важным критерием красоты. И все же в те времена велись горячие споры о том, в чем же заклю-чается красота. Женской красоте придавали огромное значение, считалось, что представительницы прекрасного пола должны быть очаровательными и стройными. «Светлее слоновой кости», по мнению Гомера, должна была быть кожа красавицы. Кроме того, красивыми считались только те, кто бук-вально излучал юность.
Боги у Гомера — вполне земные мужчины. Им в то время надлежало быть жестокими и коварными, т.е. «хитроумными». Но и богини — вполне земные женщины. Нимфа Калипсо — любвеобильна и щедра, Цирцея, «бо-гиня ужасная с речью людскою», — нелюдима и жестока, но обе они смиря-ют свой нрав перед силой вышестоящих богов (Афины и Гермеса). Так жен-ская сущность, женский характер отразились в мифологии, так их трактует Гомер. Сирены, завлекающие мужчин сладкоголосым пением на погибель, дополняют этот образ. Поэт, говоря о слабом поле, не жалеет красок для опи-сания привлекательной внешности, но показывает, что относиться к женщине нужно с опаской. Эпоха матриархата кончилась, и едва ли не единственное, что осталось от нее ко времени Гомера, — «широкие полномочия» некото-рых «высокопоставленных» богинь.
Бросается в глаза, что гомеровские смертные женщины менее связаны условностями жизни, чем их позднейшие преемницы. Перед нами проходят: супруга Гектора Андромаха, мать его Гекуба, Елена, Навсикая, Пенелопа и пленница Ахилла Брисеида.
Предмет исследования. Античная литература.
Объект исследования. Женщины в поэмах Гомера (Брисеида, Навси-кая, Пенелопа).