Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования дипломной работы. Необходимость преодоления последствий финансово-экономического кризиса и повышения конкурентоспособности предприятий России актуализируют проблему использования методологии стратегического планирования. Без обоснованной и последовательно осуществляемой стратегии развития предприятия невозможно обеспечить его устойчивое положение на рынке, увязать в единое целое его интеллектуальный потенциал, производственные мощности и конкурентные возможности.
В современных условиях действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.
Актуальность обоснования эффективных вариантов стратегии развития предприятий признана абсолютным большинством отечественных и зарубежных исследователей и практиков. Управляемое поведение хозяйствующего субъекта, как последовательное сопоставление текущих действий с обоснованной масштабной и долгосрочной целью развития в рыночной среде свойственно сегодня как крупным промышленным корпорациям, так и малым фирмам. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования.
Суть стратегического планирования состоит в разработке всесторонне обоснованных планов, формировании адекватной им структуры управления и механизма взаимодействия её отдельных звеньев обеспечения выработки долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.
Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического планирования – это не только результат эволюции теории и методов управления, их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера внешней и внутренней сред деятельности фирм.
Теоретические аспекты и механизмы стратегического управления предприятиями раскрыты в работах зарубежных и отечественных экономистов И. Ансоффа, М. Портера, П. Друкера, А. Томпсона, А. Стрикленда, О. Уильямсона, В. Эйтингона, Л. Абалкина, В. Дементьева, С. Глазьева, Д. Львова, О. Мамедова, А. Радыгина, Р. Фатхутдинова, Ю. Яковца и др.
Сложнее обстоит дело с научным обеспечением процесса разработки стратегических планов предприятий. В экономической литературе до настоящего времени нет единства мнений по вопросу методологии разработки стратегических планов предприятия, их состава и структуры, методов оценки эффективности реализуемых стратегий. Терминологические проблемы вполне объяснимы тем, что разработка стратегии развития предприятия является интегрирующей научно-методологической проблемой, в которой сходятся общие и специализированные подходы и методы управления, такие, например, как стратегическое управление, производственный менеджмент, антикризисное управление, инновационный менеджмент, управление персоналом, инвестиционное проектирование и т.д.
Это обстоятельство определило цель и конкретные задачи данного дипломного исследования.
Цель и задачи дипломной работы. Цель данной дипломной работы состоит в обобщении теоретических основ стратегического планирования и уточнении некоторых подходов к разработке планов стратегии предприятий.
Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:
— рассмотрение сущности и роли стратегического планирования;
— анализ стратегических альтернативы развития;
— исследование порядка разработки стратегических планов на предприятии;
— рассмотрение особенностей ресурсного обеспечения стратегического плана развития предприятия;
— разработке механизма формирования и реализации стратегических планов на предприятии;
— разработке организации мониторинга и оценки эффективности реализации стратегических планов на предприятии.
Объектом дипломной работы является предприятие.
Предметом дипломной работы является методология разработки стратегического плана предприятия.
При написании дипломной работы использовались фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных исследователей, реализующих подходы управления и стратегического планирования к процессам развития предприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Сущность стратегического планирования
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, процесс выбора целей организации и путей их достижения .
Сам термин «стратегическое планирование» появился на стыке 1960-70-х гг. и внес различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне . Необ-ходимость такого различия диктовалась переходом к новой модели развития организации в условиях меняющейся среды, обеспечения ее эффективной и устойчивой работы. Актуальность нового подхода определяют следующие факторы:
1. Во второй половине ХХ века число задач, обусловленных внутренними и внешними изменениями, многократно возрастало. Многие из них не могли быть решены традиционными методами.
2. Расширялись географические рамки деятельности национальных экономик, бизнес приобрел международный характер.
3. Усилилась нестабильность внешней среды, что повысило вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость.
4. Возросла цена расплаты за неверный стратегический выбор, за ошибки неверного прогноза для организаций, выбирающий безальтернативный путь планирования.
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования, то стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д. Долгосрочные цели предприятий в стратегическом планировании уже не являются отображением условий текущей деятельности отдельных предприятий, а оказываются результатом анализа изменений в его внешней и внутренней среде.
Стратегическое планирование затрагивает широкий круг ведущих организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предметом стратегического планирования являются:
1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов. Поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
2.1. Порядок разработки стратегических планов на предприятии
Порядок разработки стратегических планов на предприятии включает в себя следующие основные элементы: анализ ситуации, наличие цели; наличие средств; результат; процесс и сам во многом является творческим процессом. С.В. Наумов, связывает стратегическое планирование с проектированием «нового образования» и формированием организации духовного производства .
Планирование деятельности предприятия начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план.
После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.
Для проведения анализа используется метод, получивший название SWOT- анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, результаты которого могут использоваться при оценке конкурентоспособности, конкурентного потенциала и при определении круга стратегических вопросов, стоящих перед организацией.
Сильными сторонами организации следует считать: наличие необходимых финансовых ресурсов; умение профессионально вести конкурентную борьбу; статус признанного лидера; полноценное использование производственного и маркетингового эффектов масштаба и освоения; наличие собственных технологий; относительно низкие затраты; эффективная реклама; навыки осуществления продуктовых инноваций; надежный, профессиональный менеджмент; эффективные производственные мощности и т.д.
Слабыми сторонами организации могут быть: отсутствие четкой стратегии; устаревшие производственные мощности; низкая прибыльность; отсутствие требуемых навыков и профессионализма; наличие проблем управления операциями; отставание в обновлении товара; слишком узкая продуктовая линия; неблагоприятный или недостаточно сформировавшийся имидж; слабые каналы сбыта; высокая по отношению к конкурентам удельная себестоимость и т.д.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
3.1. Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии
В настоящее время не существует единого подхода к составу и содержанию механизма формирования и реализации стратегических планов на предприятии. Анализ точек зрения экономистов на рассматриваемую проблему позволяет обобщить и выделить следующие группы подходов к механизму, как способа:
— обеспечение конкурентоспособности;
— достижения эффективности;
— решения проблем финансового состояния предприятия;
— использования определенных факторов производства, распределения и применения ресурсов;
— осуществления управленческого действия высшего руководства по достижению перспективных целей организации;
— обеспечения результата, успеха в деятельности предприятий;
— преодоления деструктивных факторов внешней среды;
— устранения внутренних причин нестабильности.
Рассмотрим краткое содержание представленных подходов.
Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как обеспечение конкурентоспособности, во многих научных источниках связан со способностью предприятия в стратегическом плане поддерживать выгодную конкурентную позицию на целевом рынке продукции . Следует отметить, что конкурентоспособность в значительной степени отражает результат функционирования предприятия и может выступать одним из важных результатов стратегии. Однако цель стратегического плана на предприятии не сводится только к достижению конкурентоспособности, но и к достижению других целей.
Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как достижение эффективности . На наш взгляд цели стратегического плана также не могут быть сведены только к обеспечению эффективности (при всей ее важности для предприятия).
Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как решение проблем финансового состояния предприятия – совокупность способов и возможностей возможности влияния на общее финансовое состояние хозяйствующего субъекта .
Стратегический план предприятия помимо финансовой включает и другие компоненты – технико-технологические, информационные, управленческие, спроса и т.п.
Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как решение проблемы использования определенных факторов производства, распределения и применения ресурсов направлен на повышение результата деятельности предприятий и улучшение использования факторов производства, распределения и применения ресурсов . По нашему мнению данный подход несколько упрощает содержание стратегического плана и механизм его реализации, сводя его к решению задачи развития одного или нескольких факторов и оставляя за пределами внимания другие, не менее важные факторы и условия.
Следующая группа экономистов рассматривает механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как управленческое действие высшего руководства по достижению перспективных целей организации , что потенциально способно обеспечить ее развитие. Роль управления в обеспечении стратегии развития экономики предприятий сложно переоценить, и в этой связи могут быть использованы методы достижения поставленных целей , осуществление корпоративной стратегии, программно-целевой метод и др.
Ряд экономистов видит механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как совокупность подходов обеспечения результата, успеха в деятельности предприятий. Они вполне справедливо определяют успех и устойчивость как способ реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия . Конечно, стратегический план вырабатывает общие ориентиры действий в условиях неопределенности и повышает вероятность достижения цели деятельности предприятия. В тоже время стратегический план может быть временно направлен на снижение роста, на обеспечение выживаемости предприятия
Механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии как способе преодоления деструктивных факторов внешней среды. Например, нередко проблемы развития предприятий обусловлены неразвитостью рыночных отношений и системы государственного регулирования в экономике .
Следует также выделить подход к механизму формирования и реализации стратегических планов на предприятии как устранение внутренних причин нестабильности, которые рождаются внутри составляющих его подразделений и элементов. Подобные причины нестабильности, например, можно связать с упущениями руководства и персонала, с рискованной стратегией сбыта, внутренними конфликтами, недостатками ценообразования, неблагоприятной инвестиционной политикой и т.д., что рассмотрено во многих научных трудах . Соглашаясь с данным подходом, мы должны отметить, что механизм формирования и реализации стратегических планов на предприятии должен решать комплексные проблемы как внутреннего, так и внешнего характера.
Проведенный выше терминологический анализ позволяет сформулировать авторский вариант понятия механизма формирования и реализации стратегических планов на предприятии как совокупность право¬вых норм, организационных структур, информации и методов управления, обеспечивающих развитие экономики предприятия в оптимальных параметрах на стратегическую перспективу с учетом динамики внешней сре-ды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Концепция стратегического планирования представляет стратегическое управление в виде важнейшей составляющей жизни современной организации, касающейся трех таких жизненно важных, ключевых сфер организации, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта и, наконец, выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные члены будут лишены четкого способа оценки цели и направления работы корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.