Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что в недрах нашего родного великого русского языка есть совершенно особый пласт речи. Эта лексика называется «непечатной», так как её избегают публиковать, но все-таки негативная лексика, а точнее язык русского мата и жаргона, присутствует в речи русского человека, особенно в речи современной молодёжи и в языке СМИ.
Научное определение мата звучит следующим образом: «употребление грубых, вульгарных ругательств есть сознательная замена эмоционально и стилистически нейтрального слова более грубым, пренебрежительным, заряженным эмоционально-экспрессивной оценкой, чаще негативной». [Агишева 2005: 24].
На сегодняшний день есть люди, которые пытаются не замечать мата, есть, которые постоянно говорят о пагубности воздействия данной лексики на молодое поколение, другие сделали мат и жаргон чуть ли не в знаменем свободы, употребляя нецензурные выражения в литературе, кино и прессе.
В 21 веке для большей части населения использование негативной лексики стало неотъемлемой частью повседневной жизни, вне которой людям уже невозможно представить каждодневное общение.
Агрессивная направленность при постоянном использовании мата и жаргона коннотативно снижается. Остается только социальная роль выражения эмоций, придания речи экспрессивности и оценочности, например, выражение чувств удивления, потрясения, восторга. В этой роли негативная лексика соответствуют междометиям «Ого!», «Ух!», «Вот это да!» придают речи определенную весомость и твердость.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ В ТЕОРИИ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ
§1. Влияние ненормативной лексики на ментальность русского народа
Мат, жаргон, арго проникли во все стороны нашего быта, в газеты, журналы, на телевидение, в кино, в театр, в деловую лексику, и, самое страшное, в театры.
В любом слове заложена энергия, П.Флоренский так говорит о слове: «Слово синергетично. Слово больше себя самого. И притом, больше – двояко: будучи самим собою, оно вместе с тем есть и субъект познания, и объект познания» [Флоренский 1996: 292]. Действительно, слово – это и молитва (…совершая крестное знамение, произнеси…), и имя (дается при крещении; у язычников было два имени), и Бог (Сначала было слово…), и оружие (убить словом). Энергия такого рода связана с неким источником. Этим источником может являться культурная среда, которая в свою очередь отражается в единицах языка. А если это негативная лексика, то она несет заряд деструктивной энергии.