Выдержка из работы:
Введение
Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования. Образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов.
Главная особенность системы управления образованием в современных социально-¬экономических условиях связана с ее децентрализацией. В основе этого процесса лежит распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Это, с одной стороны, расширяет права муниципальных органов управления образованием, с другой – повышает их ответственность за развитие муниципальной образовательной системы, доступность и качество предоставляемых на данной территории образовательных услуг.
Недостатки системы управления бюджетными учреждениями свидетельствуют о потребности ее усовершенствования через разработку механизмов, ориентированных на развитие рыночных отношений, обеспечение эффективности расходования бюджетных средств и достижение качественных общественно значимых результатов. По существу, новые механизмы бюджетного финансирования должны стать реальными предпосылками повышения качества образования и стимулом к реструктуризации сети образовательных учреждений. Очевидно, что данный процесс возможен при наличии определенных условий и ресурсов.
..............
1 Теоретические основы финансирования образовательных учреждений.
1.1. Роль и значение образования в государстве. Классификация образовательных учреждений
Человека как индивид, как социально активную личность создают, формируют образование и воспитание. Этимология, изначальный смысл слова «образование» восходит к латинскому слову «educare» — в буквальном смысле «вытягивать», «выращивать». В слове же «воспитать» основную силовую нагрузку несет на себе корень «питать». Его синоним — «кормить», а отсюда и слово «вскармливать». [9, с. 54]
Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.[10, с. 77]
Образование является важнейшим основанием и свидетельством уровня развития экономики, политики, духовности, культуры, нравственности как наиболее общий, интегральный показатель развития любого общества. Не зря говорят: каков уровень образования, такова и страна, ее граждане.
Образование, является специфическим видом практической и познавательной деятельности человека, требующей определенных усилий, в том числе и физических. В этом плане система образования может и должна рассматриваться с гносеологической (теоретико-познавательной) точки зрения. Само по себе образование возникает тогда, когда возникает общество с такими его основными признаками, как мышление, труд, язык, речевое общение. В этом смысле образование является собственно человеческой деятельностью.
..........