Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире отмечается возрастающая роль музеев в современном обществе. Музеи рассматриваются не только как важнейший генератор культуры, но и как серьезный фактор развития территорий, и как «коммуникационный протокол», способствующий решению серьезных социальных проблем. Одной из самых перспективных, наиболее востребованных и быстро растущих групп музейных учреждений, основанной на комплексной музеефикации всех видов историко-культурного и природного наследия, являются музеи-заповедники.
Современная цивилизация опирается на сложившиеся к XXI веку достижения человечества в науке, технике, различных областях социально-экономической и духовной жизни, неотъемлемым компонентом которой стали музеи как центры отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, как институты формирования исторической памяти и нравственно-эстетического сознания. Музей занял особое место в изучении зарождения, становления и функционирования культуры, в исследовании природного и рукотворного окружения человека.
Актуальность исследования обусловлена тем, что более чем за три века, в течение которых человечество пыталось осмыслить сущность и социальные функции музеев, сложилось немало научных школ, внесших существенный вклад в разработку основ музейного дела; в обоснование оптимальных технологий поиска, хранения и использования ценностей истории и культуры в системе нравственно-эстетического и историко-патриотического воспитания разных групп населения; во внедрение в практику интерактивных методик вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Однако, формирующаяся креативно - информационная цивилизация сегодня предъявляет музеям новые, более сложные требования, диктующие необходимость поиска более эффективных методов привлечения потенциальных посетителей, расширение сферы воздействия.
Немалое место в ряду исследователей становления, развития и функционирования музеев принадлежит российским ученым, особую роль среди которых сыграл Н.Ф.Федоров поднявшийся до философского обобщения природы этих центров духовной жизни.
.............
1. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЕЯХ ЗАПОВЕДНИКАХ
1.1. Музеи – заповедники в России. Их статус, цели
На протяжении нескольких столетий истории человечества музеи выступают как собиратели и хранители социально значимой информации. В современных условиях, будучи неизбежно вовлеченными в процесс глобализации и испытывая на себе ее интенсивное влияние, музеи ищут новые формы интерпретации и презентации явлений и фактов прошлого, расширяют спектр представляемых культурных процессов. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. отчетливо проявилась тенденция включения в сферу музейной деятельности объектов духовной культуры или нематериального наследия, что стимулирует внедрение инновационных подходов в проектирование новых экспозиций и выставок, отражающих аспекты традиционного мировоззрения народов, в организацию и проведение в пространстве музея традиционных календарных праздников, иллюстрирующих национальные обряды и обычаи, и т.д. Трансформации феномена музея и расширение границ музейной деятельности являются отражением масштабных перемен, связанных в том числе и с наступлением эпохи «культуры участия». Последствия этой «тихой революции» подчас сравнивают с теми переменами, которые некогда принесло с собой изобретение книгопечатания. Иными словами, сегодня речь идет о принципиальной смене модели взаимодействия культурных институтов с обществом, что, похоже, становится неизбежным в условиях формирования информационного общества. Культура участия трактуется как свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только «потребителями» или объектами воздействия, но вносить и свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий (например, выставок или образовательных программ), а стало быть, в осмысление и актуализацию культурного наследия .
............