Выдержка из работы:
Введение
Перемены последнего десятилетия в России по своей масштабности и последствиям сопоставимы с революционными катаклизмами начала прошлого столетия. Смена общественно-политического строя, зафиксированная де-юре в Конституции России 1993 г., утверждение новых принципов построения государственной власти и местного самоуправления, закрепление на практике политического и экономического плюрализма, демократических прав и свобод, становление институтов гражданского общества – все это актуализирует необходимость исследования политического процесса и факторов, воздействующих на него.
Очевидно, что не все из предложенных в начале 1990-х гг. моделей реформирования оказались способными адаптироваться в социуме. Преобразования в России сталкиваются не только с политическими, экономическими, региональными, этническими, военно-стратегическими проблемами, но и со специфическими факторами политико-культурологического и аксиологического толка, являющимися в ряде случаев барьером на пути трансформирования общества и государства. Психологическая неготовность целых социальных страт к восприятию обновляющейся системы ценностей во многом объясняет затяжной и не всегда продуктивный характер российских реформ. По мнению В.Ф. Пенькова, "терминальные (т.е. смыслообразующие) ценности не сгруппировались, их иерархия не выстроена, налицо аксиологическая многополюсность общества" .
..............
Глава 1. Понятие политической культуры, ее структура и типология
1.1. Основные теории и концепции политической культуры
Еще в древности политические мыслители обратили внимание на то, что на политическую жизнь оказывает влияние образ мыслей людей, их ценности и настроения. Например, еще Аристотель говорил о "состоянии умов" и его влиянии на стабильность общества или его изменение.
В политической науке для обозначения "субъективного" элемента политических процессов используются несколько терминов, в частности термин "политическая культура".
В обыденном сознании политическая культура часто понимается как мера "культурности" или "цивилизованности" политика. Нередко можно услышать утверждения, что политическая культура служит некой изощренной добавкой к политике, своего рода украшением политики, что какому-то политику не хватает политической культуры, а российская политика ее и вовсе лишена. Вместе с тем, такое понимание политической культуры значительно отличается от научного.
Нельзя не отметить, что и единой научной трактовки термина "политическая культура" нет, исследователи наполняют его различным содержанием – отсюда множество подходов к данному термину. Эта многозначность может служить косвенным доказательством популярности, востребованности данного понятия: "это связано с тем, что именно семантический потенциал концепта "политическая культура" в значительной мере структурирует наши ожидания будущего в жизненно важной сфере – политике, где происходит достижение коллективно-значимых целей" . Однако важность и актуальность изучения политической культуры безусловна: "для возникновения и дальнейшего существования институтов государственного типа требуется развитие более или менее адекватной, и что крайне важно, массовой культурной основы, без которой невозможно их воспроизводство. Это относится и к политической деятельности, которая, в конечном счете, нацелена на соединение элитарной практики высшей власти, групп, претендующих на эту роль, с практикой других значимых групп в обществе, каждая из которых являет собой субъект специфической субкультуры" .
...........