Выдержка из работы:
Введение
Учение датского философа, писателя и теолога Сёрена Кьеркегора послужило идейным истоком философии экзистенциализма, которая, в свою очередь, оказала значительное влияние на литературу, искусство Запада, философию и богословие. Экзистенциализм (от позднелатинского Exsistentia, означает существование) – «иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России, после 1-й мировой войны и в период Германии и в период 2-й мировой войны во Франции» .
Катастрофические события мировой войны спровоцировали недостаточность веры в благополучие и прогресс, веры в жизненные ценности. Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Центральное понятие философии экзистенциализма заключается в экзистенции, то есть в человеческом существовании, основные проявления которого выражаются в заботе, страхе, решимости, совести. В борьбе, страдании или смерти человек прозревает экзистенцию в качестве корня своего существа. Постигнув своё существование как экзистенцию, человек обретает свободу, определение самого себя и своей сущности, которые накладывают на него ответственность за все происходящее в мире.
...........
Глава 1 Основные принципы философии Сёрена Кьеркегора
1.1 Путь веры Сёрена Кьеркегора
Философия С. Кьеркегора является одной из самых сложных и трудных для восприятия своей манерой постановки философских вопросов. Переосмысление взглядов Кьеркегора в ХХ веке оказало влияние на философское творчество Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Альбера Камю Льва Шестова и многих других. Кьеркегор заложил основные категории экзистенциализма: страх, отчаяние, вина, абсурд. Своё философское творчество Кьеркегор называл экзистенциальным, что означало для него мыслить, чтобы жить, а не жить, чтоб мыслить. Связь философии Кьеркегора с жизнью отличает его от многих профессиональных философов. Работы философа – яркая полемика с Кантом, Декартом, Гегелем, Лейбницем, восхищение Сократом, анализ концепции Слова Божьего и протестантской догматики .
Сущность пути веры С. Кьеркегора формируется в работе «Страх и трепет», где образцовое движение веры представлено в пути Авраама к горе Мориа. Путь начинается с изначальной потери равновесия. Для ищущего веры человека необходимо начало пути, как и само путешествие, должно пребывать в прыжке и в движении. Так как движение всегда меняет форму объекта и является, по сути, трансформацией, путешественник сам определяет свой путь, ищет себя в нём. Критериями в измерении индивидуальности выступают скорость и способ движения. ............