Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличивается количество дезадаптированных школьников, что приводит к нарушениям социальной адаптации, эмоциональным нарушениям, к депрессиям. Особенно важна эта в младшем школьном возрасте, когда ребенок адаптируется к обучению в средней школе и познавательная учебная деятельность постепенно утрачивает позицию ведущего вида деятельности. Социальная дезадаптации у младших подростков ведет за собой негативные переживания, трудности в обучении и взаимоотношениях. У детей и подростков эмоциональные состояния оказывают большое влияние на развитие других сфер психики. С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, В.В.Лебединський, К.Е. Изард и другие исследователи говорят, что эмоциональная сфера « ядром личности» и оказывает регулирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека» [32].
Затяжные отрицательные эмоциональные состояния не только осуществляют нежелательное воздействие на деятельность человека, но и могут вызвать нервные и психические расстройства, а также органические заболевания. Итак, для школьников эмоциональные состояния играют большую роль как в достижении желаемых результатов в обучении, так и в сохранении психического и физического здоровья.
.............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие адаптации в психологии, ее виды
Социально-психологическая адаптация рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы [16]. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [17].
В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация» [6]. Обычно принято выделять два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня:
1. поведенческий (социальная адаптация);
2. внутриличностный (психологическая, психическая адаптация).
Разделение единого процесса социально-психологической адаптации на уровни оправданно для определения степени вклада различных параметров – социальных и индивидуально-личностных в социально-психологическую адаптированность личности [6]. Толерантность является компонентом социального поведения, способствующим более успешной адаптации человека.
............
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ШКОЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
2.1. Характеристика выборки и методов исследования
Экспериментальная база исследования:ГБОУ школа № 1495 г. Москвы.
Выборку составили 50 учеников 5-х классов. Возраст испытуемых 11 лет. Ученики 5 -А класса (25 человек) в начальной школе обучались по программе "Школа 2000". Этот класс считается в школе лицейский, дети поступили в 1 класс пройдя серьезный отбор, имея высокий уровень готовности к обучению в начальной школе. Ученики 5- В обучались по программе "Школа России", в 1 классе имели невысокий уровень готовности к обучению в начальной школе.
Методы исследования:
1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Лускановой Р. Г.
2. Социометрия.
3. Тест школьной тревожности Филлипса.
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации“Домики” Ореховой.
Также мы проанализировали срез успеваемости по основным предметам в конце 4-го класса и в 5-ом, а именно по математике, русскому языку и литературе.
Для исследования уровня социально-психологической адаптации младших подростков к обучению в средней школе мы использовали стандартизированные опросники (тест Филипса, опросник Лускановой), а также проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации “Домики” Ореховой. Для исследования уровня успеваемости младших подростков проанализировали срез успеваемости учащихся 5-х классов.
.............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из сложных адаптационных периодов является обучение в 5- м классе. Трудности в приспособлении к условиям школьного обучения - одна из острейших проблем, с которой в последнее время все чаще сталкиваются педагоги, работающие в среднем звене. Все чаще педагоги говорят о дезадаптации школьников, при переходе в среднее звено школы ее риск особенно велик, это обусловлено как личностными психическими особенностями младших подростков, так и изменениями в системе обучения. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе « классный руководитель - учителя - предметники », часто к кабинетной системе .
Дезадаптированность учащихся приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведении, конфликтным отношениям, проблемам в учебной деятельности. Нормальная же адаптация к обучению в школе залог успешной деятельности, физического и психического здоровья школьника.
Причинами школьной дезадаптации чаще выступают неправильные методы воспитания в семье или нарушение системы отношений в школе. А также: определенные индивидуальные особенности психического развития ребенка, затрудняющих его школьную жизнь.
Адаптация к обучению в среднем звене у младших подростков во многом зависит и от поведения педагогов. Успешной адаптации учащихся 5- х классов к обучению в основной школе способствует целенаправленная координация действий учителей, их профессионализм и опыт.
...........