Выдержка из работы:
Введение
Посягательства на жизнь человека являются одним из наиболее тяжких и опасных преступлений, поскольку они наносят непоправимый (необратимый) вред важнейшим социальным ценностям - жизни человека. Именно поэтому статья 20 Конституции Российской Федерации допускает установление смертной казни за совершение таких преступлений.
Актуальность выбранной темы обуславливается устойчивым количеством преступлений против жизни в объеме совершаемых преступлений в год. Особая актуальность подчеркивается тем, что данными преступлениями наносится, как уже было сказано, вред важнейшим социальным ценностям – жизни человека.
Одним из преступных посягательств на жизни человека признается доведение до самоубийства.
Современное российское законодательство, как и правовые системы большинства стран мира, не подвергают уголовной ответственности лиц, совершивших самоубийство или покушение на него, но предусматривают уголовную ответственность за доведение человека до самоубийства, которое занимает значительное место среди многообразных причин самоубийства. Увеличение количества преступлений, предусмотренных статьей 110 УК РФ, требует повышенного внимания к ним со стороны представителей науки и практических работников.
..........
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за доведение до самоубийства
1.1. Историческое развитие института уголовной ответственности за самоубийство и за доведение до самоубийства
Самоубийство - сложнейший, многоаспектный (философский, социальный, психологический, нравственный, правовой, религиозный, культурный, медицинский и проч.) феномен. Нас же интересуют его правовые аспекты. Методически правильно начать историю данного вопроса с далекого прошлого. Так, древний человек под влиянием языческих верований, с одной стороны, смотрел на самоубийство, как на дело нравственное, достойное мужественного человека. Например, воины князя Святослава в бою никогда не сдавались в плен неприятелю, предпочитая рабской жизни добровольную смерть, пронзая себя мечом . С другой стороны, самоубийцы рассматривались в качестве субъектов зла, для предотвращения вредоносного влияния которых применяли как заговоры, так и задабривание: «Раз в году, на семик, их поминали и отпевали» . На наш взгляд, столь противоречивое отношение можно объяснить лишь отношением общества того периода к мотивам добровольного лишения жизни.
Вплоть до XVII века мировосприятие и быт русского народа формирует церковь. К самоубийцам, совершившим деяние умышленно, находясь в здравом уме, и покушавшимся на самоубийство применялись церковные наказания: первые лишались церковного погребения, вторые временно отлучались от церкви. Так, в требнике Петра Могилы и в «инструкциях старостам поповским» от Адриана Московского Патриарха в статье 21 содержится запрет хоронить у церквей или на кладбищах тела самоубийц . В Заказной памяти 1658 г. соборному протопопу к самоубийце приравнивается «и тот, кто случайно причинит себе смерть, опившись вина: всех таких людей запрещено погребать у церквей, а велено отсылать на убогий дом» , а также «класть в лесу или на поле» . Таким образом, церковные наказания заставляют уважать христианство, а христианство как бы обожествляет кару. Тем не менее самоубийство было широко развито в XVII веке среди раскольников, сжигавших себя, чтобы не сдаться преследовавшей их власти.
......