Выдержка из работы:
Введение
Одной из важнейших задач обучения младших школьников математике является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение устных и письменных вычислений.
Навыки письменных вычислений, которые формируются в период обучения в начальной школе, являются необходимыми для дальнейшего изучения учебных дисциплин, так или иначе связанных с вычислениями. Поэтому овладение ими составляет важнейшую задачу всего периода обучения в начальной школе и серьезную педагогическую проблему.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей.
Так, в методике математики известны исследования таких авторов, как М.А. Бантова, Е.С. Дубинчук, Н.Б. Истомина, С.С. Минаева, М.И. Моро, Н.Л. Стефанова, А.А. Столяр, С.Е. Царева, Я.Ф. Чекмарев и др.
Исследование каждого из названных авторов внесло определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальной школы (Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Колягин Ю.М., Моро М.И., Пышкало А.М., Степанова С.В.).
В работах Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М.И. Кузьмицкой, М.Н. Перовой, В.В. Эк и др. отражены специфические затруднения учащихся с умственной отсталостью при использовании письменных приемов вычислений, даются рекомендации по формированию этих приемов у данной категории школьников.
.............
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Некоторые подходы к изучению приёмов письменных вычислений в начальных классах общеобразовательной школы
Формирование навыков письменных вычислений, составляет важнейшую задачу обучения в начальной школе, поскольку закладывает основу для успешного усвоения материала многих других предметов, связанных с вычислениями.
Под вычислительным навыком понимается высокая степень овладения вычислительными приемами. Приобрести вычислительные навыки - означает, что для каждого случая нужно знать, какие операции и в каком порядке надлежит выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.[10, с. 21]
Полноценный вычислительный навык определяется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.[6, с. 62]
Правильность состоит в том, что ученик верно находит результат арифметического действия над данными числами, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.
Под осознанностью понимается, что учащийся осознает, на основе каких знаний выбираются операции и устанавливается порядок их выполнения. Это для учащегося как доказательство верности выбора системы операций. Проявление осознанности проявляется в том, что учащийся в любой момент сможет пояснить, как он решал пример и почему можно так решать. .......