Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
В течение всей жизни человек совершает разные действия, которые требуют самооценки. В основе успешного функционирования личности лежит умение вносить изменения в собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении внешних условий. Выбор конкретного занятия, эффективность деятельности, душевное состояние и пр. связаны с точностью самооценки.
Педагогическая оценка представляет собой конкретную, выраженную в баллах или оценочных суждениях педагога степень усвоения учащимися знаний, умений, навыков, определенных программой.
Правильное применение педагогической оценки является важным педагогическим искусством. Его параметрами являются не только объективность оценки, но и полный учет ее психологического эффекта, умение применять этот эффект для целей желательного для педагога воздействия на учащегося с учетом особенностей его индивидуальности.
Оценочная деятельность была предметом исследований А. Г. Спирина, Я. А. Коменского, Б. Г. Ананьева.
Анализ источников, содержащих информацию об отечественных и зарубежных исследованиях, (К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, М. Н. Андреевой, Н. А. Батурина, Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздиной, Л. С. Выготского, А. А. Деркач, У. Джеймса, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, А. Маслоу, К. Роджерса) позволяет отметить наличие разных подходов к операционализации понятия «самооценка». Вопросы, подвергнувшиеся исследованию, – структура и классификация самооценки, ее виды и формы, сущность взаимодействий между разными формами самооценки, а также возрастные аспекты формирования самооценки. ............
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
1.1. Психологические аспекты педагогической оценки в развитии личности младшего школьника.
Оценка, являясь философской категорией, предполагает выражение некоторого отношения к человеческой деятельности, поведению, тем или иным обстоятельствам жизнедеятельности, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам данного общества. Ценности, выявляемые с помощью оценки, приобретают жизненную значимость именно из-за качества оценки и связанных с этим усилий формирующейся личности. Оценка в широком понимании включает в себя не только содержательно-ценностную составляющую, но и уровневый аспект, когда особым значением наделяется как оценочное слово, оценочное суждение, характеристика, отметка учителя, так и формирующаяся самооценка ученика.
Оценка включает в себя определение степени развитости какого-либо свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.
Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся выражается оценочными суждениями и заключениями педагога, которые могут быть реализованы в устной или письменной форме. Эти суждения содержат краткую качественную характеристику успехов и неудач в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования.
Количественным выражением оценки служит отметка. Часто в педагогической и методической литературе эти термины используются как синонимы. Однако понятия «оценки» и «отметки» - не идентичны, хотя и близки.
.........