Выдержка из работы:
Введение
Актуальность темы исследования. В результате многовековых и многогранных связей дагестанских горцев с народами Кавказа в материальной и духовной культуре народов края сложилось много общего, помимо специфического. К проблеме истоков общедагестанской культурной идентичности обращались многие авторы: В.Г. Гаджиев, С.Ш. Гаджиева, Р.М. Магомедов, М.Б. Мустафаев и др. В парадигмах различных наук (истории, этнографии, культурологии, исламоведения и др.) им удалось собрать значительный фактический материал, сделать важные выводы, но данная проблема остается неисчерпаемой.
В любых реформах важно учитывать исторический опыт и ретроспективу этнокультуры в разные периоды развития общества в конкретном регионе страны. Дагестан является самой многонациональной республикой России. Здесь проживают более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на самостоятельных языках или языковых диалектах.
Представленная работа акцентирует внимание на исследовании и оценки значимости развития культуры аварского народа. В работе делается попытка систематически изложить основные вопросы богатой и самобытной культуры и традиций аварцев.
Аварцы – один из многочисленных народов на Северном Кавказе. Они объединяют несколько этнолингвистических групп. В 1897 г. их было 159 тыс. чел. Численность аварцев в России по переписи 2002 г. составляет 814,6 тыс. чел., в том числе в Дагестане 758 тыс. Населяют они в основном горную и высокогорную часть центрального и северо-западного Дагестана, его северные предгорья и часть равнины.
.............
Глава 1.Теоретические аспекты изучения культуры народа
1.1Народ как субъект традиционной культуры
Обращаясь к изучению и анализу вопроса народа как субъекта традиционной культуры, следует заведомо учитывать ряд особенностей данных понятий. Эти особенности определят фокус дальнейшего рассмотрения вопроса такой взаимосвязи на примере аварского народа.
Культура объемлет в себе как радость вдохновения, творчества, созидания, так и переживания, потери, страхи, отчаяния человека, народа, человечества. Так, часто возникают вопросы о том, «почему так уязвимо человечество, почему так хрупка нить гуманизма? Как объяснить всплеск звериных инстинктов, ненависти, злобы, вражды, культа силы».
Л.М Баткин писал, что «культура консервативна даже в своих революциях, элементы культуры не исчезают бесследно, а включаются в ее систему если не в прямых видах и формах, то трансформированно, в снятом виде с удержанием всех достижений» . Неразрывна нить преемственности в истории. Культура, наука, по словам Рене Декарта, предстает в образе древа жизни, где гуманность подобно корням, которых не видно, но от которых зависит, какие листья, цветы, плоды технических наук, достижений получит хозяин дерева. Сгнившие корни незаметны, но разрушительно опасны для древа жизни, потому необходимо максимальное внимание уделять духовности, гуманности, взаимоуважению и взаимоподдержке в обществе, если хотим сохранить культуру и духовность.
В своем временном аспекте культура подразумевает как прошлое и настоящее, так и будущее. Она не статична и соразмерна изменениям, через которые проходит народ.
Так, под народной мы понимаем культуру устную, передаваемую «из уст в уста» и не требующую иного оформления, поскольку она является естественно образуемой и естественно функционирующей формой. Так, под народной мы понимаем культуру устную, передаваемую «из уст в уста» и не требующую иного оформления, поскольку она является естественно образуемой и естественно функционирующей формой народного бытия. Это – «духовная природа» народа, как различаемого субъекта истории, исток его индивидуальности, личностного мировоззрения и самосознания. Она «врожденное начало» сознательной жизни народа, его духовных задатков. Она – «жизненный мир» (в терминологии Э. Гуссерля) народа в котором потенциально заложены все дальнейшие возможности его развития.
............