Выдержка из работы:
Введение
К настоящему времени проблема социально-психологических особенностей детско-родительских отношений как фактора психического благополучия ребенка и эффективности его личностного становления в условиях семьи обрела особую актуальность, как одна из важнейших составляющих государственной политики в отношении семьи и детства.
Проблема семейного воспитания имеет длительную историю изучения, как в нашей стране, так и за рубежом.
При этом были рассмотрены различные области детско-родительских отношений: особенности воспитания детей и отношение к ним родителей, характерные особенности личности ребенка, сформированной в результате семейных воздействий, личностные особенности родителей, характеристики супружеских взаимоотношений и т.д.
Комплекс неуверенности, как психического состояния человека, взаимосвязанного с особенностями его самосознания, в том или ином ключе рассматривался отечественными и зарубежными психологами (Ананьев Б.Г., Левитов Н.Д., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Зимбардо Ф., Роджерс К., Салливан Г., Хекхаузен X., Хорни К. и др.). Отдельные вопросы неуверенности детей дошкольного и школьного возраста, причины возникновения и способы ее преодоления были рассмотрены в рамках педагогических исследований Иващенко Ф.И., Красневской Г.М., Серебряковой Е.А., Смолевой Т.О. и других ученых. В частности, Г. М. Красневская и Т. О. Смолева указали, что комплекс неуверенности ребенка под воздействием разных условий воспитания формируется именно в дошкольном детстве, когда происходит закладка основных личностных механизмов и характерологических особенностей человека.
............
Глава 1. Теоретическое основание исследования по проблеме воздействия детско-родительских отношений на формирование неуверенности у ребенка дошкольного возраста.
1.1. Классификации стилей родительского воспитания
Современные представления о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, декларируют опосредованность психического развития ребенка общением и взаимодействием с взрослыми, в первую очередь, с родителями. Семья являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин, Л. Божович, М. Лисина). [1, 3, 8, 10, 16, 26, 28]
Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя (Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Бернс, Л. И. Божович, М. И. Лисина, А. М. Прихожан). [10, 27, 32]
Итогом взаимодействия со взрослым являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации. Образ себя и другого включает когнитивный и аффективный компоненты, (т.е. знания и отношение) и является целостным аффективно–когнитивным комплексом. Его аффективная часть связана с оценкой (или самооценкой), а когнитивная – с представлениями о себе и других. С возрастом представления о себе и других становятся все более точными, а отношение к себе все более адекватным, при этом эмоциональная составляющая становится источником, искажающим когнитивный образ-Я и образ другого. (К. и К. Е. Гроссман, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. И. Гарбузов, А. И.Захаров, Д. Н. Исаев). [9, 30, 33]
..........