Выдержка из работы:
Введение
Перед любым предприятием, работающим в условиях рынка, стоит лишь од-на по-настоящему серьезная проблема — это проблема его выживания, обеспечен-ности непрерывности развития. Различные предприятия решают ее разными спосо-бами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализа-ции конкурентных преимуществ. Сущность этой концепции заключается в поиске ответа на вопрос: «Как следует управлять предприятием в условиях динамичности, изменчивости и неопределенности внешней среды?» Глобализация бизнеса, быст-рые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров, возрастание требований работников к условиям труда и качеству жизни вынуждают предприятие не только проводить анализ и оценку внешней среды и прогнозировать ее изменение в будущем, но и создавать такую систему управления, которая бы поддерживала равновесие между средой, характером и результатами деятельности организации.
Деловые стратегии побеждают, если их основой является устой¬чивое конку-рентное преимущество. Каждое предприятие, работая в условиях жесткой конку-ренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внима-ние на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выжи-вания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внеш-нем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде посто-янно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспо-сабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, нара-щивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных ре-шений.
................
1. Сущность, стадии и факторы выбора стратегии
Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За по-следние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специали¬стов, теорию и практи-ку менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяй¬ственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направле¬ние действий. Таким об-разом, стратегия определяет границы возмож¬ных действий организации и прини-маемых управленческих решений.
Стратегия организации — это генеральный план действий, определя¬ющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по дос-тижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состо¬яния в желаемое руководством бу-дущее состояние.
Процесс выбора состоит из стадий разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти стадии трудно разделять, так как они пред¬ставляют собой разные уровни единого процесса анализа. Однако при этом используются разные методы.
На первой стадии создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее чис¬ло альтернативных страте-гий, привлечь к этой работе не только выс¬ших руководителей, но и менеджеров среднего звена. Это существен¬но расширит выбор и позволит не пропустить потен-циально лучший вариант.
На второй стадии стратегии дорабатываются до уровня адекватно¬сти целям развития организации во всем их многообразии и форми¬руется общая стратегия.
На третьей — анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стра-тегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. Общая стратегия наполняется конкрет¬ным содержанием, по отдельным функциональным зонам организа¬ции разрабатываются частные стратегии.
............