Выдержка из работы:
Введение
Метафора и сравнение – это стилистические средства языка в художественной литературе (и других функциональных стилях), которые уже довольно давно привлекают внимание ученых, причем количество научных трудов, посвященных использованию метафора и сравнения, продолжает расти. Однако, несмотря на большое количество исследований в этой области, некоторые проблемы, связанные с использованием метафоры и сравнения в тексте, до сих пор остаются неразрешенными.
Так, до сих пор не существует единого понятия метафоры. Метафора может пониматься очень узко, как экспрессивный троп, а также очень широко, как двуплановое непрямое отражение действительности. Более того, отражение различных концептов при помощи метафоры в художественном тексте представляет большой интерес, поскольку в этом отношении можно говорить о метафоре не только как об экспрессивном выразительном средстве, но и как об определенном способе отражения действительности в художественной литературе.
Что касается сравнения, этот стилистический троп в любом тексте помогает ярче выразить мысль, придать тексту более образный характер. В художественном тексте роль сравнений нельзя недооценивать. Сравнение может помочь автору выразить свою точку зрения, описывать различные предметы и явления, давать оценку персонажам. Более того, сравнение как одно из выразительных средств художественного произведения делает текст более ярким, семантически насыщенным и отличительным в своем повествовании. Несмотря на то, что вопрос использования сравнения в художественной литературе довольно часто обсуждается в научной литературе, данная тема остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку в любом художественном произведении любой эпохи сравнения используются для различных целей, причем не только для украшения произведения, но и для плавного и образного повествования, для описания предметов и явлений, для сопоставления каких-либо предметов.
............
Глава 1. Метафоры и сравнения в русском литературном языке
1.1. Понятие и функции стилистического тропа
В некоторых функциональных стилях (к примеру, в художественной литературе) язык выполняет в первую очередь эстетическую функцию. Выполнение эстетической функции сводится к использованию различных образных возможностей языка, таких как звуковая организация речи, выразительные средства, экспрессивная или эстетическая окраска слова. Как отмечает Е.Б. Демидова, в образном, эстетическом контексте слово обладает двумя планами: с одной стороны, слово является номинативно-коммуникативной единицей; с другой стороны, слово является также средством создания выразительности и образности в том или ином речевом акте [Демидова 2011, с. 59].
Одним из способов создания образности и выразительности в тексте являются стилистические средства. Однако термин «стилистические средства» нельзя назвать до конца устоявшимся, поскольку наравне с ним в научной литературе используется ряд синонимичных терминов, таких как «изобразительно-выразительные средства», «выразительные средства», «экспрессивные средства» и т.д. Даже если вкладывать в данные понятия различные значения, проведение чёткой грани между ними представляется маловероятным.
К примеру, И.Р. Гальперин использует термин «выразительные средства», определяя его как совокупность «морфологических, синтаксических и словообразовательных форм языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи» [Гальперин 1958, с. 47].
Г.А. Копнина предлагает использовать термин «стилистический прием», понимая под ним различные фигуры речи и другие языковые явления, которая характерны не только благодаря своей структуре, но и по своему функциональному предназначению. Иначе говоря, стилистический прием – это «прием, используемый с определенным стилистическим заданием, обладающий стилистической значимостью» [Копнина 2012, с. 144].
......