Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Пактические задания по философии. Анализ текстов
Задание 1. Анализ текста.
«От физика нельзя требовать, что бы он был философом: но можно ожидать от него философского образования, достаточного для того, чтобы основательно отличать себя от мира и снова соединяться с ним в высшем смысле. Он должен образовать себе метод, согласный с наглядным представлением … он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить (физические) феномены вплоть до философской области.
От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и, тем не менее, его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».
(Гёте И.В. Избранные философские произведения. – М., 1964, с 369.)
1. Какова, по мнению автора текста, функция философии?
2. Каково отношение философии и естественных наук, вытекающее из содержания текста?
3. Почему важно «доводить физические феномены до философской области»?
4. Согласны ли вы с приведенными в тексте суждениями? Ответ обоснуйте.
Задание 2. Анализ текста.
«Итак, будучи сначала вообще единой нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становится отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, отчасти проводником нравственной или религиозной жизни, отчасти, наконец, тем центральным нервным органом, в котором должен доходить до сознания жизненный процесс всех других органов. Составляя первоначально саму науку и всю науку, философия есть позднее резюме всех отдельных наук, либо учение о том, на что нужна наука, либо, наконец, теория самой науки … Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науке».
(Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М. Юрист, 1995, с. 35)
1. В чем, по мнению автора текста, состоит предмет философии?
2. Каково, по мнению В. Виндельбанда, соотношение философии и науки?
3. В какое время, по вашему мнению, философия перестала «составлять саму науку и всю науку», т.е. перестала быть наукой наук? Ответ обоснуйте.
4. Почему философия является «мерилом той ценности, которую данная эпоха приписывает науки»?
Задание 3. Анализ текста.
«Философия есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе. Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой. Философ есть, прежде всего, познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования … Философы иногда опускались до глубокого эмпиризма и материализма, но настоящему философу свойствен вкус к потустороннему, к трансцендированию (выходу) за пределы мира, он не довольствуется посюсторонним. Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла, к миру потустороннему»
(Бердяев Н.И. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения//Мир философии. ч. 1. – М.: Политиздат, 1991, с. 100)
1. Какая философская концепция изложена в приведенном тексте?
2. Согласны ли вы с приведенной точкой зрения на предмет и функции философии? Ответ обоснуйте
3. Какова позиция автора текста по вопросу о взаимодействии человека и общества? Какому философскому направлению свойственна эта позиция?
4. Каково соотношение философии и науки, изложенное в приведенном фрагменте. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Ответ обоснуйте.