Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по русскому языку
Условие контрольной работы
Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится. Отметьте лексические, морфологические и синтаксические особенности текста.
Фактор адресата в текстах современной рекламы
Разные тексты характеризуются направленностью на разных адресатов: адресат художественных текстов — любой читатель — зритель; адресат научного текста ограничен конкретной сферой ментальности. Обязательная адресованность является признаком императивных речевых актов и «императивных» текстов, и пре¬жде всего текстов рекламы. Адресат побуждения может быть кон¬кретным единичным (Спой, светик, не стыдись!) или конкретным множественным (Друзья, робеть не надо...)
В рекламных текстах фактор адресата приобретает особую значимость, поскольку основной задачей рекламного текста яв¬ляется «превращение» адресата из просто читателя в исполните¬ля. Перлокутивный эффект рекламного текста зависит от того, насколько точно автор текста представляет себе психологию своего адресата, в какой мере экспрессия рекламного текста со¬ответствует жизненному облику потенциального клиента, его потребностям и вкусу. Все эти речевые действия осуществляют¬ся при помощи особых синтаксических средств — побудитель¬ных предложений. Однако побудительные предложения в рек¬ламных текстах выражают не непосредственные цели рекламо¬дателя: современная реклама использует повелительное накло¬нение не для прямого побуждения к действию, а для аргумента¬ции — не Покупайте камины, а Почувствуйте настоящее тепло в доме! Реклама предпочитает не прямые побуждения, а советы, обнаруживающие заинтересованность адресанта в улучшении жизни адресата. Побудительные речевые акты (как прямые, так и косвенные) обнаруживают понимание адресантом человеческих «слабостей» адресата.
Современная реклама, стремящаяся убедить адресата в дос¬тижимости самых недостижимых (с точки зрения практического опыта большинства) целей, выбирает императив глаголов совер¬шенного вида: Выиграй поездку на Канары! Подари себе праздник! Узнай, что такое настоящий комфорт! Подобные императивные высказывания характеризуются особой экспрессией: они обра¬щены не к разуму, а к эмоциям и являются побуждением к рис¬ку. Глаголы совершенного вида в императивных высказываниях создают иллюзию близости цели и не дают адресату времени на раздумья и колебания. Такая реклама рассчитана на азартных и импульсивных людей. Обращает на себя внимание и то, что им¬перативы к Ты адресата (2-е лицо ед.ч.), что сближает автора и адресата. При этом адресат — это обычный «маленький» чело¬век, который мечтает о счастливом случае.
Если реклама, ориентированная на массового потребителя, основными аргументами считает качество и доступность цены, то реклама, направленная респектабельному читателю, не гово¬рит о цене: ее основными аргументами становятся престижность, подлинность, солидность, неповторимость, уникальность, тонкий вкус. Экспрессивность подобных текстов подчеркнуто сдержан¬ная; эта сдержанность намеренная, она подчеркивается и на уровне лексики, например, словами типа подлинный, достойный. Ср. Вы достойны того, чтобы иметь лучшее. Рекламные тексты, обращенные к деловым людям, не эмоциональны. Глагольные побудительные предложения выражают деликатные советы: Вос¬пользуйтесь возможностью подчеркнуть неповторимый стиль Ва¬шего интерьера. Побуждение чаще выражается непрямо — при помощи именных конструкций, которые строятся на паралле¬лизме двух оценок — товара и адресата — потенциального поку¬пателя: Обворожительная мебель для истинных ценителей ком¬форта, красоты, стиля. «Сдержанная» экспрессия подобных вы¬сказываний несет в себе оценку адресата, которая и является основным аргументом в пользу необходимости покупки: «поло¬жение обязывает...»