Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития этнопсихологической компетентности личности 7
1.1. Состояние проблемы исследования 7
1.2. Психологические, педагогические и акмеологические подходы к развитию этнопсихологической компетентности личности 10
1.2. Психологические, педагогические и акмеологические подходы к развитию этнопсихологической компетентности личности 10
1.3. Психолого-акмеологические критерии и показатели развития этнопсихологической компетентности личности 18
Выводы по I главе 33
Глава II. Эмпирическое исследование изучения процесса развития этнопсихологической компетентности личности 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 42
2.3. Особенности акмеологических технологий развития этнопсихологической компетентности личности 51
Выводы по II главе 56
Заключение 58
Список использованной и цитированной литературы 62
Приложение 67
Список использованной и цитированной литературы
1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соиск. Ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003. - 47 с.
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 358 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 412 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. – 326 с.
5. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IV. - М.: ЦСО РАО, 1995. – 212 с.
6. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1997. - № 4. - 94 с.
7. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)?//www.tltsu.ru/publectures/lecture_06.html
8. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 3-е изд. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. - 128 с.
9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М.: Академия, 2006. – 458 с.
10. Бойл Корагессан Т. Восток есть Восток // Иностранная литература. - 1994. - № 8. - С. 5 - 179.
11. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993. – 96 с.
12. Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага. - М.: Прогресс , 1990. - 147 с.
13. Данилова В.Л. Антропотехника как проблема антропологии // Вопросы антропологии. – 1995. - № 1-2. – с. 46-51.
14. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 75-86.
15. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. - М.: Мысль, 1996. – 329 с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
18. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). - Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 312 с.
19. Карнышев А. Д. Психология и политика: вопросы теории и практики / А. Д. Карнышев, К. С. Жуков, В. Ф. Шестак. - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 2004. - 364 с.
20. Климчук Ф.Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага. М.: Прогресс, 1990. С. 92-106.
21. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
22. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана //Психологический журнал. - 1996. - № 6. - С.72-81.
23. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. – 237 с.
24. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. - М.: Айрисс - Пресс, 1993. – 478 с.
25. Личность, культура, этнос (современная психологическая антропология). / Ред. А.А. Белик. - М: Смысл, 2001. – 369 с.
26. Методы этнопсихологического исследования. Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениклопов. - М.: МГУ, 1993. – 168 с.
27. Mид M . Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. – 397 с.
28. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. 278 с.
29. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста// Вестник УРАО. - 2002. - № 1. - С. 3 – 21.
30. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. - М.: Наука, 1994. – 116 с.
31. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. - М.: Наука, 1973. – 264 с.
32. Попов А.А. Философско-методологические основания построения современной теории компетенций // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Философско-методологические основания антропологии самоопределения как современной теории образования». - 2006. - № 116. - С. 14-23.
33. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 43 – 51.
34. Собкин В.С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М.: ЦСО РАО, 1995. - С. 6-63.
35. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. – 398 с.
36. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). - Краснодар, 1997. – 412 с.
37. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Академия, 1998. – 357 с.
38. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Гардарики, 1999. – 423 с.
39. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. - М.: Наука, 1990. - С.5 - 39.
40. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. – 517 с.
41. Табачникова С.В. К постановке вопроса о СМД-антропологии // Вопросы методологии. – 1991. - № 2. – с. 24-27.
42. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: HIPPO, 2003. – 429 с.
43. Цодикова Д.С. Ключевые компетенции менеджера ХХ века./ Практический курс. – http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs /zodikova.htm
44. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб.: Алетейя. 2000. – 327 с.
45. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства в теории деятельности // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. – 385 с.
46. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. - С. 657 с.
47. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – М.: Наука, 1965. – 354 с.
48. Эльконин Б. Д. Идеи развития и антропологические практики // Архэ. Культуротехнический альманах. - 2004. - № 5. - С. 39-56.
49. Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С. Собкин. - М.: Просвещение, 1998. – 426 с.
50. Этническая социализация подростка // Под ред. Е.П. Белинская, Т.Г.Стефаненко. - М.: Академия, 2000. – 547 с.
51. Этнопсихологический словарь / Гл. ред. В.Г. Крысько. - М.: Просвещение, 1999. – 784 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие этнопсихологической компетентности личности
Введение
Проблема этнопсихологического развития структуры личности должна решаться, с нашей точки зрения, с позиций всеобщего психологического содержания для всех этнических структур личности.
Основная идея этнопсихологического развития заключается в том, что существует универсальная, всеобщая основа (всеобщая нормативная структура) личности - вненациональная, как всеобщая основа любой национальной структуры личности, как общечеловеческая и общепсихологическая основа всех возможных конкретных этнопсихологических различий, т.е. диалектика личности как всеобщего (нормативного) целого и личности как конкретного социально-историческое целого задает любую этническую конкретность. При этом, ведущая роль личности как конкретного социально-исторического целого по отношению к личности как всеобщему целому определяет этнопсихологическую специфику личности.
В связи с этим, особенности структур личности различных этносов заключаются в преобладании, доминировании, ведущей роли в целом его частей (элементов или их комплексов) в целостной структуре национальной личности, различных у различных этносов (наций). Специфика национально-исторического процесса формирования этноса определяет этнопсихологические особенности онтогенеза национальной личности.
Особенности этнического бытия, напрямую связанные с характерными особенностями жизнедеятельности нации, в том числе и естественно-природными, в свою очередь проецируются на характер этнической личности в форме специфических национальных особенностей, возникающих на основании различия специфических условий исторической практики осуществления универсального механизма происхождения конкретно-этнической личности из общечеловеческого основания.
Устойчивые тенденции социально-исторического развития нации, характерная направленность этого процесса, обусловленная особенностями