Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы изучения развитие речи в игровой деятельности детей раннего возраста 5
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста до 3-х лет 5
1.2. Игровая деятельность детей раннего возраста 12
1.3. Особенности развития речи в игровой деятельности детей раннего возраста 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности 23
2.1. Анализ проведённого исследования 23
2.2. Методические рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности 29
Выводы по II главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – С. 295 – 305.
2. Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. - 1993. № 9.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 345 с.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 2. М., 1982.
5. Воспитание и развитие детей раннего возраста // Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
6. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей // Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Просвещение, 1996. – 278 с.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до 6-и. – М.: Просвещение, 1996. – 457 с.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
9. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение, 1981. – 187 с.
11. Горбушина Л. А, Николаичева А. П. Вы¬разительное чтение и рассказывание детям до¬школьного возраста. - М.: Просвещение, 1983. – 348 с.
12. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.
13. Иваненко А.П., Белоус Т.Н., Удовенко Л.К. Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975. – 214 с.
14. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. – 98 с.
15. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. - М.: Просвещение, 1982. – 159 с.
16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Просвещение, 1973. – 112 с.
17. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 1999. – 256 с.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Просвещение, 2002. – 235 с.
19. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
20. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. Лотарёв. - М.: Просвещение, 1984. – 239 с.
21. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1995. – 267 с.
22. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми // Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1985. – 193 с.
23. Развивающие игры для детей от года до трех лет / Авт.-сост. Е.А Бондаренко. - М.: Просвещение, 2003. – 212 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2005. - Т.2. - 328с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 247 с.
26. Розенкарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 189 с.
27. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
28. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. - 1974. - № 2.
29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста // Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1967. – С. 214.
30. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 3 – 4.
31. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества. - М.: Педагогика, 1977. – 117 с.
32. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
33. Цейклин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Просвещение, 2000. – 156 с.
34. Хватцев М. Е. Логопедия. - М.: Аквариум, 1996. – 412 с.
35. Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1990. – 147 с.
36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. – 136 с.
37. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 426 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие речи в игровой деятельности детей раннего возраста
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что ранний возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и др.
Исследования, проведенные психологами создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев и др.).
Обозначенные актуальность и значимость рассматриваемой проблемы исследования, содержание которой заключается в необходимости формирования речи дошкольников, позволили сформулировать цель настоящей курсовой работы – рассмотреть развитие речи в игровой деятельности детей раннего возраста.
Объект работы – процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет работы – особенности развитие речи в игровой деятельности детей раннего возраста.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть особенности развития речи в игровой деятельности детей раннего возраста;
3. проблемы формирования речи детей раннего возраста;
4. Показать использование развивающих игр в практической работе по формированию речи детей в возрасте от 1 до 3-х лет.
Нашей рабочей гипотезой явилось предположение о том, что развитие речи у детей раннего возарста будет успешно при соблюдении следующих условий:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Использование игровых приемов по формированию речи детей в возрасте от 1 до 3-х лет;
- Наличие профессиональной компетентности педагога.
Методологическую основу исследования составляет положение о сензитивности развития речи детей в возрасте от 1 до 3-х лет в процессе игровой деятельности (Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина и др.).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: беседа, наблюдение, анализ полученных результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами после каждой, заключения и списка использованной литературы.