Содержание:
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность реализации теории разделения властей в президентской республике
6
1.1. Понятие и признаки президентской республики как формы правления
6
1.2. Институт президентства. Место президента в системе государственного управления
13
2. Организация института президентства в России и США 18
2.1. США как классическая президентская республика 18
2.2. Становление института президента в России, его место в системе разделения властей
29
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" // ВСНД ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.
3. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 "О Президенте РСФСР" // ВСНД ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.
4. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 "О выборах Президента РСФСР" // ВСНД ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510.
5. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1998. № 1.
6. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 2-е изд. М., 1999.
8. Баталов Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран // Российская Федерация. 1994. № 5.
9. Боголюбов С., Златопольский Д.Л. Нужен ли России президент // Советская Россия. 1991. 12 марта.
10. Борзенко А. Элизе Реклю об общественном строе Северо-Американских Соединенных Штатов. М., 1892.
11. Будылин С.Л. Верховный суд против "отцов-основателей". Парадоксы конституционного права США и выводы для России // Российская юстиция. 2007. № 2.
12. Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР. 12 марта 1990 г. Изд. Верховного Совета СССР. Бюллетень. № 1.
13. Воинские артикулы Петра I. М., 1950.
14. Воробьев В. Я верю глазам своим // Советская Россия. 1991. 1 февраля.
15. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996.
16. Дмитриев Ю. Президентство в России как реликт монархической власти // Право и жизнь. 1999. № 220.
17. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1998.
18. Илимский Д. Основы президентской власти. М., 1917.
19. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. Мн.: ИСПИ, 2003.
20. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сб. статей и обзоров. М.: Инс. науч. информ. по обществ. наукам РАН, 1995.
21. История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.
22. Ковалев А.М. Институт Президента в системе разделения властей (Сравнительный опыт Франции и России): Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1999.
23. Козенко Б.Д., Севастьянов Г.Н. История США. Самара, 1994.
24. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.
25. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.
26. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002.
27. Контуры государственной власти США. Вена, 2000.
28. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президента СССР // Государство и право. 1996. № 5.
29. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2004.
30. Лазарев Б.М. Президент СССР // Советское государство и право. 1992. № 7.
31. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис. 1995. № 2.
32. Линц Х.Дж. Угрозы президентства // Век XX и мир. 1994. № 7-8.
33. Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования). Алматы: Арыс, 2001.
34. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Международные отношения, 1985.
35. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.
36. Политический механизм диктатуры монополий. М., 1974.
37. Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. литература, 1994.
38. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. М.: "НОРМА", 2003.
39. Риггс Ф. Сравнительная оценка президентской системы правления // Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995.
40. Роман М. Акты президентов зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ // Право и экономика. 2006. № 12.
41. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
42. Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979.
43. Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. М. Издательство «Весь Мир», 2001.
44. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. проф. О. А. Жидкова. М., 1993.
45. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1939.
46. Суворов В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти // Право и жизнь. 1998. № 13.
47. Сумбатян Ю.Г. Особенности президентской системы в США // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2.
48. Трайнин И.П. О главе государства // Советское государство и право. 1938. № 1.
49. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. Система ГАРАНТ, 2004.
50. Хутинаев И.Д. Президент Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 1994.
51. Черкасов А.И. Исполнительная власть в зарубежных странах: Сравнительный анализ (обзор) // Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сб. статей и обзоров. М., 1995.
52. Чиркин В.Е. Конституционное право России и зарубежный опыт. М., 1998.
53. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Издательский дом "Артикуль", 1997.
54. Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003.
55. Что такое демократия? // Полис. 1992. № 3.
56. Шугарт М., Кэри Д. Президентские системы // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М., 1997.
57. Neustadt R. Presidential power and the modern presidents: the politics of leadership from Roosevelt to Reagan. New York: The Free Press, A Division of Macmillan, Inc, 1990.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Президентская республика как форма государственного правления
Введение
Вопросы места президента в системе разделения властей и взаимоотношений президента и исполнительной власти являются одними из важнейших, краеугольных в государственно-правовой жизни российского общества и государства. От их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. Прежде чем рассмотреть указанные вопросы, необходимо кратко остановиться на ряде общих проблем, имеющих ключевое значение для данной темы.
Президент – это одна из разновидностей главы государства. "Президента" следует определить как конституционный орган, высшее должностное лицо государства. Он получает полномочия по наследству или в порядке выборов.
Институт президента давно известен мировой государственно-правовой практике. Впервые он был введен в США. Здесь в 1788 г. должность президента была закреплена на конституционном уровне. В начале XIX в. примеру Соединенных Штатов последовали, прежде всего, страны Латинской Америки. Во многих из них учреждается пост президента. В Европе это было сделано впервые в 1848 г. в двух государствах – во Франции и в Швейцарии. Наибольшее распространение институт президента получает в XX в. После Первой мировой войны этот пост учреждается в таких европейских странах, как Австрия, Польша, Чехословакия. В 30-40-х годах данный институт распространяется на Ближний Восток и Азию: Сирия, Ливан, Филиппины и др. В дальнейшем это было сделано в Италии, Португалии, Испании, Индии, Южной Корее, Пакистане и др. В государствах Африки данная модель получила наибольшее распространение в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Можно также отметить, что пост президента существовал в ряде бывших социалистических стран на различных этапах их развития, например во Вьетнаме, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии.