Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Зарубежный опыт стимулирования привлечения иностранного капитала (на примере Германии)
Германия как субъект экономического развития подвергалась рассмотрению в трудах российских германистов Белова В.Б., Гутника В.П., Зарицкого Б.Е., Кузнецова А.В., Панькова В.С., Ходова Л.Г., Шенаева В.Н. и ряда немецких авторов: Вика О., Дея К., Зинна Х.-В., Леманна Х., Мангольда К., Марина Д. и др.
Цель работы – выявить характерные черты и направления эволюции внутриэкономических и социальных, а также мирохозяйственных отношений, которые определяют положение Германии в международном хозяйстве.
Для достижения этой цели оставлены следующие основные задачи исследования:
• определить основные экономические и социальные достижения ФРГ в международном хозяйстве
• оценить привлекательность ФРГ как места приложения ПИИ, в том числе для российских капиталовложений такого рода;
• проследить эволюцию географической и отраслевой структуры международного движения капитала в форме ПИИ с участием Германии в конце ХХ - начале ХХI века;
• определить основные экономические и социальные последствия участия ФРГ в международном движении капитала в форме прямых инвестиций;
• на основе анализа сложившегося механизма участия Германии в международной миграции капитала в форме прямых инвестиций сформулировать подходы к совершенствованию инвестиционного сотрудничества между РФ и ФРГ.
Предмет работы – мирохозяйственные отношения между экономическими резидентами и нерезидентами Германии, возникающие в процессе экономического развития страны. Объект работы - экономика Германии в условиях глобализации.
К очевидным достоинствам Германии как места приложения ПИИ можно отнести, прежде всего, довольно выгодное географическое положение, развитую инфраструктуру, особенно систему транспорта и телекоммуникаций, высококвалифицированную рабочую силу.
Послевоенная Германия, не имея богатых возможностей в природно-ресурсной сфере, добилась экономического успеха благодаря своевременному использованию и эффективному сочетанию таких факторов, как внедрение результатов научно-технического прогресса, высокое качество «человеческого капитала», целесообразное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
На качестве инвестиционного климата благоприятно сказывается то обстоятельство, что государственные органы ФРГ традиционно проявляют большую активность в сфере развития соответствующего сегмента международно-правовых отношений. В результате Германия занимает первое место в мире среди стран, заключивших двусторонние международные соглашения о поощрении и защите инвестиций, причем все они составляются по единой модели, лишь с небольшими модификациями. Из примерно 2 600 таких соглашений, заключенных в мире, Германия участвует в 135.
Вместе с тем, к концу ХХ - началу XXI века некоторые позитивные параметры инвестиционного потенциала страны, особенно в сферах НИОКР и «человеческого капитала», подверглись «износу», и сегодня для
их улучшения требуется более пристальное внимание как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства при их активном взаимодействии и партнерстве в деле решения, связанных с этим проблем. Правительство ХДС/ХСС-СДПГ реализует программу, где большое внимание уделяется как раз «узким местам» в сферах НИОКР, образования и налоговой политики, сокращению бюрократии, а также прочим аспектам, сдерживающим приток ПИИ, которые неблагоприятно сказываются на экономическом росте страны и занятости ее населения.
В связи с тем, что для Германии и прочих развитых стран ЕС такой внешний фактор, влияющий на рентабельность ПИИ, как стоимость импортного сырья и материалов, примерно одинаков и не имеет решающего значения как детерминанта инвестиционного климата, определяющей выступает разница по трем аспектам, характеризующим внутриэкономическую и социальную ситуацию:
• затраты на рабочую силу (по принципу соотношения цены и качества) и другие важнейшие параметры рынка труда;
• качество человеческого капитала и других факторов, способствующих ускорению инновационного процесса и на этой основе повышению конкурентоспособности производимой в стране продукции;
• налоговая система.