Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологический феномен взрослого коллектива
Рассматриваются проблемы личности в коллективе, социально-психологического климата в нем, вопросы управления коллективом и многие другие аспекты. Дискуссионным является и само определение коллектива, его основные признаки и виды.
Ученым удалось достичь значительных успехов в изучении проблемы коллектива, однако многие вопросы до сих пор остаются мало разработанными. Среди них – особенности взрослого коллектива, который целесообразно рассматривать одновременно с позиций социальной и возрастной психологии.
Таким образом, взрослый коллектив представляет собой малоизученную проблему в психологии, что обуславливает интерес и актуальность ее исследования.
Среди авторов работ, посвященных изучению коллектива в науке советского периода, наиболее известны имена А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.И. Донцова, Я. Л. Коломинского. Большой вклад в развитие теории коллектива внесли педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Однако общим для исследований этого периода является изучение вопросов коллектива через призму социалистической идеологии. В постсоветский период к теме коллектива обращались А.С. Калюжный, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская и др.
Психология взрослого коллектива изучена намного меньше. как правило, встречаются отдельные статьи в рамках общей психологии. Специальных же работ по данной теме практически нет.
Объектом исследования является взрослый коллектив.
Предметом является психологический феномен взрослого коллектива.
Цель данной работы – изучение психологического феномена взрослого коллектива.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты темы, рассмотрев понятие коллектива и его основные характеристики
2. Изучить историю изучения проблемы, основные позиции и мнения
3. Сформулировать гипотезу исследования
4. Подготовить и произвести экспериментальное исследование, направленное на проверку гипотезы
5. Проанализировать и сравнить результаты теоретических и экспериментальных данных
Поставленные задачи легли в основу формирования структуры работы. Она состоит из введения, теоретической главой, экспериментальной частью, заключением и списком литературы.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
Уровень групповой сплоченности соответствует уровню выше среднего, при этом самые высокие баллы получены при ответе на вопросы 1, 3 и 5, что указывает на сформировавшиеся в коллективе хорошие отношения между его членами, осознание себя частью коллектива, понимание важности общего дела.
Психологический климат в коллективе оценивался по трем параметрам: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Оценка эмоционального фактора психологического климата – полностью положительная, поведенческого – положительная, когнитивного – положительная.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что коллектив (в данном случае трудовой) играет очень важную роль в жизни его членов. В нем люди реализуют свои потребности в общении и самореализации.
Ответы на вопросы, касающееся когнитивного компонента психологического климата в коллективе, свидетельствуют о существовании некоторых сложностей в общении людей разных возрастов. Как правило, люди, близкие по возрасту, легче находят общий язык.