Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Совершенствование государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
(1 и 2 глава)
Актуальность проблемы совершенствования государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних обусловлена устойчивыми тенденциями роста социальных и поведенческих отклонений среди подростков, что ведет к усилению вызовов для общественного порядка и безопасности. Изменения в социальной структуре и экономическом положении общества, рост уровня преступности и развитие новых форм девиантного поведения требуют пересмотра существующих подходов к профилактическим мерам. Невозможность полноценно предотвратить проявления девиантности среди молодежи без комплексного подхода к проблеме ставит перед государственными органами задачу разработки эффективных механизмов и систем, способных влиять на поведение подростков до того, как оно приведет к необратимым последствиям.
……………………………………………………
1 Теоретико-правовые аспекты государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
1.1 Понятие и сущность девиантного поведения несовершеннолетних
Девиантное поведение несовершеннолетних представляет собой явление, которое находит свое отражение в многочисленных социологических, психологических и правовых исследованиях. Оно охватывает совокупность поступков и действий, выходящих за рамки общепринятых норм и правил, которые признаются значимыми в обществе. Подобные отклонения не только вызывают общественный резонанс, но и ставят перед исследователями задачу осмысления причин их возникновения и способов их коррекции .
Научная литература предлагает различные определения девиантного поведения, но большинство из них сходятся в том, что оно связано с нарушением социальных или правовых норм. При этом поведение подростков, подпадающее под эту категорию, варьируется от относительно мягких форм, таких как прогулы или отказ выполнять домашние задания, до более серьезных, включая вандализм, агрессию или преступные деяния. Существенным критерием выделения девиантного поведения является повторяемость или устойчивость подобных действий, что отличает его от единичных актов, вызванных временными внешними обстоятельствами .
Формирование девиантного поведения у несовершеннолетних, как утверждают социологи и психологи, происходит под влиянием множества факторов. Среди них выделяются социальные условия, включая семейное воспитание, уровень образования и культурные особенности среды. Например, исследования показывают, что подростки, выросшие в условиях неблагоприятной семейной атмосферы, характеризующейся низким уровнем эмоциональной поддержки или повышенной конфликтностью, чаще демонстрируют девиантное поведение. Влияние социума, в частности, принадлежность к маргинальным или криминальным группировкам, также может усиливать склонность к нарушению норм .
А. Н. Сухов исследовал девиантное поведение в контексте его взаимодействия с социальной реальностью и степени отклонения от общественно установленных норм. В ходе работы он выделил несколько типов такого поведения, каждый из которых характеризуется своей спецификой и проявляется в различных формах нарушения норм. Первый тип девиантного поведения связан с нарушением уголовных законов, что влечет за собой обязательное привлечение к юридической ответственности. Преступления, попадающие в эту категорию, требуют строгих мер правового воздействия, включая арест и другие санкции.
Второй тип представляет собой отклонения, которые не касаются прямого нарушения уголовных норм, однако затрагивают социальные отношения и культурные традиции общества. Это поведение может проявляться в нарушении общественного порядка, конфликтных ситуациях в группах и семьях, что приводит к социальной изоляции или конфликтам в коллективе.
Третий тип девиантного поведения касается тех случаев, когда индивид игнорирует этикетные нормы, принятые в определенной социальной группе, и общепринятые стандарты в поведении. Это может выражаться в нарушении правил общения, неуважении к общественным нормам, что затрудняет интеграцию личности в социальную среду.
Четвертый тип девиантного поведения охватывает случаи, когда отклонения связаны с психическими или духовными расстройствами личности. Такие формы поведения могут быть следствием глубоких внутренних изменений, что требует не только социальной реабилитации, но и психологической и медицинской помощи.
Пятый тип отражает крайние формы социальной агрессии, такие как политический экстремизм или радикальные националистические взгляды, которые могут вызывать дестабилизацию общества. Эти проявления девиантности не всегда напрямую связаны с нарушением уголовных законов, но они подрывают общественные устои и порой приводят к насилию.
……………………………………………………
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
2. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года») // Собрание законодательства РФ», 03.04.2017, N 14, ст. 2088.
3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Документ опубликован не был
……………………………………………………