Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Тревожность зрелых людей с разным уровнем самоэффективности
Введение
Актуальность исследования. Проблема самоэффективности личности в современном обществе является актуальной. Также и проблема тревожности зрелых людей с разным уровнем самоэффективности представляет собой многогранное явление, которое затрагивает не только индивидуумы, но и общество в целом. В условиях современного мира, где стрессы являются постоянными спутниками, многие взрослые сталкиваются с чувством беспомощности и неуверенности в своих силах. Самоэффективность, как психологический конструктив, определяет, насколько сильно человек верит в свои способности достигать поставленных целей. Также тревожность – это свойство личности или характеристика ее эмоционального состояния. Во многих научных исследованиях доказано, что завышенная тревожность является отрицательной личностной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. В отличие от тревоги как ощущения, чувства, психического состояния, эмоции, эмоциональной реакции, тревожность определяется как личностное образование, свойство личности, черта личности. Также тревожность характеризуется, как индивидуальная психологическая особенность, которая отражает переживание эмоционального дискомфорта и предчувствие грозящей опасности.
………………………………………………………..
Глава 1. Теоретическое исследование тревожности зрелых людей с разным уровнем самоэффективности
1.1 Понятие тревожности в психологии
В большом словаре по психологии тревожность определяется как индивидуальная психологическая черта, характеризующаяся предрасположенностью к частым и интенсивным переживаниям состояния беспокойства при низком пороге его возникновения. Она рассматривается как личностное свойство и/или характеристика темперамента, обусловленная слабой устойчивостью нервных процессов [10].
В психологической литературе представлено несколько концептуальных подходов к пониманию тревожности.
Сторонники психоаналитического направления трактуют тревожность как врожденную характеристику человека, обеспечивающую адекватную реакцию на опасность. Зигмунд Фрейд полагал, что каждый индивид наделён врождёнными биологическими инстинктами, побуждающими к действию и формирующими настроение. По его мнению, столкновение этих инстинктов с социальными ограничениями приводит к возникновению тревоги. Конфликт между бессознательным и общественными нормами, по Фрейду, зарождается в раннем детстве и сохраняется на протяжении всей жизни. Для разрешения этого конфликта он предлагал механизм сублимации «либидозной энергии», то есть перенаправления её на другие приоритетные жизненные цели, такие как творчество. Таким образом, успешная сублимация может способствовать преодолению тревожности [50, с. 87-88].
З. Фрейд исследовал природу тревоги, утверждая, что некоторые переживания, вызывающие сильную душевную боль и муку, могут быть вытеснены из сознания и забыты человеком [50].
По мнению З. Фрейда, тревога служит триггером для активации защитных адаптивных механизмов, позволяющих индивиду справляться со стрессом. В психоанализе выделяют следующие защитные механизмы:
– вытеснение,
– замещение,
– рационализация,
– проекция,
– регрессия,
– реактивное образование,
– сублимация,
– изоляция.
Механизмы психологической защиты перестают функционировать, когда удаётся установить и ликвидировать источник их активации. Вследствие этого знание, которое ранее вытеснялось этими механизмами, становится ассимилированным психикой и перестаёт представлять для неё угрозу [17].
Р. Мэй полагал, что тревога и страх возникают как рефлекторные защитные реакции организма на опасность. Тревога предшествует страху и представляет собой недифференцированную эмоциональную реакцию на угрозу. По мере развития личности и формирования способности различать конкретные сигналы опасности, дифференцированные эмоциональные реакции, такие как страхи, приобретают более отчетливый характер. Данные принципы применимы и к взрослому человеку, который реагирует на стимулы, сигнализирующие об опасности [29, с. 186].
………………………………………………………..
Список используемых источников
1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №4. С. 3-21.
2. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2022. 256 с.
3. Азарёнок Н. В. Управление личной эффективностью как психологический ресурс личности в ситуации жизненных кризисов // Социальные и психологические ресурсы личности в ситуации жизненных кризисов. Материалы Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 267-270.
4. Бандура А. Теория социального научения. М.: Директ-Медиа, 2008. 532 с.
5. Бейбалаев Ф. С. Самоэффективность людей с разным карьерным статусом. Екатеринбург, 2017. 51 с.
………………………………………………………..