Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическое благополучие учителей математики и информатики в московских школах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях стремительных изменений в экономике, усиления конкуренции и цифровой трансформации всех сфер деятельности ключевым ресурсом любой организации становится персонал. Именно человеческий ресурс выступает основой устойчивого развития любой организации, источником ее преимуществ и одним из главных факторов достижения стратегических целей. В этом контексте система психологического благополучия работников приобретает особую значимость, поскольку от уровня вовлеченности, удовлетворенности трудом и стремления к самореализации зависит не только производительность труда, но и общая эффективность функционирования организации.
В течение последних десятилетий проблема исследования организационных условий психологического благополучия педагогов стала все больше и больше привлекать специалистов многих направлений. Прикладная значимость и актуальность данной проблематики определяется социальной значимостью современного педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе.
В связи с тем, что профессия педагога в современном мире стала менее престижной, существенная часть молодых специалистов педагогических ВУЗов не в полной мере стремятся идти работать в образовательную организацию, так как многие условия, такие как низкая заработная плата, высокая нагрузка, являются отпугивающими факторами в устройстве на работу.
…………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Понятие психологического благополучия и его составляющие
В настоящее время в ситуации острой напряженности и социально-политической неопределенности во всем мировом пространстве вопросы и проблематика психологического благополучия являются весьма актуальными и практически значимыми. При этом современными исследователями изучаются различные аспекты данной системы в жизнедеятельности человека; в частности, исследуются факторы, которые непосредственным образом имеют влияние на личностное благополучие, апробируются технологии диагностики и коррекции данного явления, внедряются тренинговые формы работы на уровне социально-организационной психологии в системе управления [39, с. 17].
В русле зарубежной психологической науки категория благополучия субъекта стала исследоваться в 60-х гг. прошлого столетия. За это время сложилась традиция, на основании которой психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление его психологическому нездоровью и неблагополучию. В то же время следует отметить, что на рубеже ХХ–ХХI вв. активно формировалось мнение, утверждавшее недостаточность медицинской модели психологического благополучия.
Ученый Н. Бредберн своими исследованиями сформировал базу для более детального понимания феномена психологического благополучия. Одним из первых определив в научный обиход данное понятие, он под психологическим благополучием предлагал понимать переживание субъектом на личностном уровне ощущения счастья и удовлетворенности. В последующем убеждения данного исследователя получили широкое распространение в диагностическом аспекте понимания этого состояния; так, до сих пор применяется на практике его методика «Шкала баланса аффектов» [33, с. 112].
В своих исследованиях ученый Э.Динер (2009 г.) предлагает такое определение как субъективное благополучие, которое, по его мнению, состоит из следующих частей:
1) удовлетворение;
2) приятные эмоции;
3) неприятные эмоции.
Именно данные критерии и формируют в совокупности состояние субъективного благополучия у субъекта. По сути, получается, что состояние субъективного благополучия имеет две структуры:
1) когнитивную, которая выражается в оценке личностью степени удовлетворенности;
2) эмоциональную, которая непосредственно выражается в степени принятия и переживания по поводу данного состояния определенных эмоций [26, с. 204].
К. Рифф (1996 г.), автор теории психологического благополучия личности, рассматривает его как важнейшую основу, которая формирует и совершенствует весь потенциал личности. В своей теории К. Рифф выделила аспекты и части психологического благополучия, предложила методики диагностики и измерения данного состояния. Так, в частности, она выделила следующие параметры:
1) личностное самопринятие и оценка себя как активного субъекта в мире;
2) личностный рост как стремление к непрерывному самосовершенствованию;
…………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А.Н., Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации Учебное пособие - 2-е изд. - М: РАГС, 2019. – 317 с.
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., Академия, 2022. – 302 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2021. 406 с.
4. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 2022. - 601 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ИПП, 2023. - 406 с.
6. Бороздина А.В. Психология характера. М.: Изд-во МГУ, 2022. – 254 с.
7. Васильева М. Система управления персоналом в условиях внедрения инноваций / Васильева М. // Управление персоналом. – 2020. – № 10. – С. 26
8. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. № 1. 2021. С. 70–74
9. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. СПб: Питер, 2019. – 271 с.
…………………………………..