Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Тренинг коммуникативных навыков сотрудников аптек
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значимой ролью сотрудников аптек в системе общественного здравоохранения. Качество фармацевтической услуги существенно зависит от коммуникации фармацевтических сотрудников с потребителями. Непростой для всего человечества 2020 год напомнил обществу, покупателям лекарств и участникам сферы фармацевтики о том, насколько важна своевременная, профессиональная фармацевтическая помощь. Зачастую квалифицированная и грамотная консультация, предоставленная сотрудником аптеки, эффективно помогает в борьбе с болезнью. В свою очередь, ориентированная на здоровье населения помощь отражена на конституционном уровне [22].
На законодательном уровне аптека традиционно рассматривается как учреждение здравоохранения, на что, в частности, указывают федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [61], постановление Правительства РФ от 16.05.2020 г. № 697 «Об утверждении правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами» [47], постановление Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 547 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» [48], приказ Минздрава России от 31.07.2020 г. № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций» [49], и другие нормативные правовые акты.
Соответственно, речь идет о логически установленной связи между тем, что сотрудник аптеки через консультацию оказывает потребителю (обеспокоенному своим здоровьем человеку) фармацевтическую помощь, и тем, что такой получатель помощи сможет приобрести действительно нужные лекарственные средства, которые помогут ему улучшить здоровье или вовсе избавиться от болезни. Результатом такого эффективного коммуникационного взаимодействия, как правило, становится более здоровое население.
Роль эффективной коммуникации сотрудников аптек с клиентами подчеркивается в работах современных исследователей (А.А. Зинина [15, с. 105], М.Г. Остроушко [44, с. 121] и др.). При этом, качество оказания фармацевтической помощи может быть снижено в результате воздействия различных негативных факторов. К числу таких факторов относятся внутриличностные особенности фармацевтов (замкнутость, закрытость и пр.), профессиональное выгорание, неблагоприятный психологический климат в коллективе и прочие детерминанты.
……………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РАБОТНИКОВ «ПЕРВОГО СТОЛА» АПТЕК
1.1 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников аптек
В соответствии с профессиональным стандартом «фармацевт» [50], сотрудник аптеки и фармацевт являются практически равнозначными понятиями, и данная категория профессиональной деятельности определяется законодателем в качестве такой работы, в соответствии с которой специалист занимается продажей лекарственных средств и других медицинских препаратов в специализированной медицинской, в том числе, аптечной организации.
Сотрудники аптек сталкиваются с самыми различными трудностями, работая с людьми, обеспокоенными своим здоровьем. В связи с этим, первостепенно важным становится изучение психологического состояния профессиональной деятельности сотрудников аптек
На формирование психики влияют различные жизненные обстоятельства, в том числе и исполнение трудовых обязанностей, особенности профессии и др. [45, с. 8].
Профессия фармацевта является важной частью системы здравоохранения в каждой цивилизованной стране. Особая миссия профессии требует от её сотрудников высокого уровня знаний, чувствительности, терпения, такта и осмотрительности при общении не только с клиентами и их родственниками, но и с коллегами, докторами и другими участниками производственного процесса. У фармацевтов должно быть развито чувство ответственности, внимание к деталям, ведь ошибка в данной профессиональной деятельности может нанести непоправимый вред здоровью клиента и даже привести к летальному исходу. Кроме того, постоянное общение с больными людьми, не всегда пребывающими в состоянии психологического равновесия, контакт с клиентами с инфекцией требует от сотрудников аптек больших затрат как физических сил, так и психологического здоровья [43, с. 47].
Безусловно, особенности профессиональной деятельности сотрудников аптек вызывают ряд сложностей. Данные сложности связаны с тем, что многие молодые специалисты оказываются не готовы к реальным условиям работы в аптеке, а специалисты с большим стажем подвержены профессиональному выгоранию и различным профессиональным деформациям.
Согласно взглядам С.А. Наличаевой, синдром профессионального выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов человека, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно его работы (профессии) [41, с. 22]. По мнению А.Н. Аверина [1], профессиональное выгорание характеризуется состоянием специалистов, связанным с утратой интереса к профессиональной деятельности, снижением активности, а также сопровождением профессиональной деформации личности. Как справедливо отмечает Н.Е. Водопьянова [6, с. 5], профессиональное выгорание обусловлено непосредственным проявлением всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
……………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Электронный текст] / А.Н. Аверин (https://search.rsl.ru/ru/record/01002788279). Проверено 25.09.2024.
2. Белоусов, П.Е. Анализ причин возникновения синдрома профессионального выгорания у аптечных работников / П.Е. Белоусов, М.М. Карасев, О.В. Белоусова, Ю.В. Меркулова [Текст] // Медицинское образование сегодня. - 2022. - № 2 (18). - С. 40-49.
3. Болденков, А.В. Благоприятный психологический климат и нематериальная мотивация как факторы повышения эффективности труда в аптеке / А.В. Болденков [Текст] // Молодежь и наука. - 2022. - № 2. - С. 7.
……………………………………………….