Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ценностные ориентации подростков и восприятие ими уроков «Разговоры о важном»
Введение
Актуальность исследования. Исследование системы ценностных ориентаций подростков приобретает особую актуальность в условиях серьезных социальных изменений, когда многие традиционные ценности оказываются разрушенными, а социальные структуры норм – размытыми. В данном контексте программа «Разговоры о важном», внедренная в российских школах, представляет собой попытку систематического воздействия на формирование ценностных ориентаций подростков.
С сентября 2022 года во всех школах Российской Федерации был введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», направленный на формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Данная образовательная инициатива реализуется в формате еженедельных занятий, проводимых по понедельникам первым уроком, и затрагивает ключевые аспекты жизни человека в современной России: традиционные семейные ценности, патриотизм, гражданственность, историческое просвещение и культурное наследие.
……………………………………….
Глава 1. Ценностные ориентации подростков и восприятие ими уроков «Разговоры о важном»
1.1 Понятие и сущность ценностных ориентаций в психологии
Ценностные ориентации представляют собой фундаментальный компонент внутреннего мира личности, отражая её представления о значимом и формируя вектор жизненной активности. Этот социально-психологический феномен возникает на основе усвоенных человеком ценностей общества, которые трансформируются в индивидуальную систему в соответствии с личным опытом и смысложизненными ориентирами. Таким образом, ценностные ориентации выполняют роль ориентира, направляя поведение человека и формируя его жизненную стратегию.
Анализ различных теоретических подходов к пониманию ценностей помогает лучше понять суть и динамику ценностных ориентаций. Например, Ш. Шварц выделяет десять базовых ценностей, которые располагаются на мотивационном континууме, что отражает их степень совместимости и конфликтности [12, с. 45]. В его теории центральное место занимает идея о том, что ценности формируют круговую структуру, где расположение ценностей отражает их близость и противоречивость. Например, самостоятельность и стимуляция, как ценности, поддерживающие развитие и независимость, находятся ближе друг к другу, в то время как ценности традиции и гедонизма противоположны, так как выражают разные жизненные приоритеты. Этот подход полезен для анализа ценностей в контексте мотивационной направленности личности, так как он позволяет увидеть, как разные ценности могут поддерживать или препятствовать друг другу в процессе выбора целей и способов их достижения.
Для исследования эмоционально-оценочных компонентов ценностных ориентаций применяется метод семантического дифференциала, разработанный Чарльзом Осгудом. Этот метод основан на анализе эмоциональных ассоциаций, которые человек связывает с определёнными понятиями. Семантический дифференциал позволяет получить оценку значимости и эмоционального отношения к ключевым понятиям, что даёт возможность более глубоко понять субъективные смыслы, придаваемые ценностям.
……………………………………….
Список литературы:
1. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2021. - 320 с.
2. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: системно-функциональный подход: дисс. ... докт. психол. наук. - Казань, 2019. - 367 с.
3. Аникина В.Г., Бухтиярова И.Н. Ценностные ориентации современных подростков в контексте проблемы саморегуляции // Психология и право. - 2022. - Т. 12. - № 1. - С. 1-14.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность. - М.: МПСУ, 2019. - 345 с.
5. Бубнова И.С., Рерке В.И. Особенности ценностных ориентаций у подростков с разным уровнем агрессивности // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 1 (144). - С. 223-230.
……………………………………….