Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Профессиональное самоопределение комбатантов с различным уровнем адаптивности
Введение
Актуальность исследования. Профессиональное самоопределение представляет собой механизм социальной детерминации, длительный процесс осмысления человеком целей и собственных жизненных ориентиров, реализованный в осуществлении выбора конкретного вида деятельности.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с уровнем профессиональной мотивации, самосознания и произвольности, поскольку его завершение осуществляет сам человек, демонстрируя свою независимость и самостоятельность[17].Однако есть специфические профессии, где самоопределение зависит от иных условий и обстоятельств. Одной из таких профессий является деятельность комбатанта – участника боевых операций с особым юридическим статусом. Комбатант может руководствоваться разными мотивами в своем профессиональном выборе, но в процессе его самоопределения многое зависит от степени адаптивности к такому роду деятельности. Адаптивность личности – это способность приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, требованиям и среде, а также эффективно функционировать в различныхситуациях[16]. В случае комбатанта именно эта способность оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения взаимосвязи адаптивности с особенностями профессионального самоопределения комбатантов.
……………………………………………….
Глава 1. Теоретические вопросы исследования профессионального самоопределения комбатантов с разным уровнем адаптивности.
1.1. Анализ основных теорий и концепций профессионального самоопределения личности в психологической науке.
Психологический анализ литературы показал наличие подходов и теорий в зарубежной и отечественной психологии к понятию самоопределения личности. Представим особенности основных подходов и теорий профессионального личностного развития. Зарубежная психология содержит следующие подходы: психодинамический, сценарный, хронологический.
Психодинамический подход основывается на теориях З. Фрейда и акцентирует внимание на вопросах определения особенностей, мотивов выбора профессии, а также на проблеме профессиональной (трудовой) удовлетворенности личности. Фрейд полагал, что ранний детский опыт влияет на созревание личности в конкретном векторе, и это впоследствии обусловливает осуществление профессионального выбора [52]. Ученый также указал, что выбор и профессиональное поведение личности связаны с весьма четкими условиями: структура потребностей (также сложилась в детстве), опыт детской сексуальности, сублимация (смещение энергии влечений в полезный вектор и защита от потенциальной фрустрации), комплекс маскулинности (К. Хорни) и неполноценности (А. Адлер). Следует подчеркнуть, что концепция А. Адлера включена в данный подход: профессиональный выбор в ее рамках трактуется как один из главных жизненных вопросов (другие связаны с любовью и созданием семьи). Также Адлер указывал на чувство неполноценности человека и желание превосходства (в связи с этим), что также влияет на выбор профессии и может объяснять развитие творческих способностей [2]. Иными словами, психодинамический подход рассматривал доминирующие потребности человека в отношении выбранной им профессии: если профессия индивида удовлетворяла его основным потребностям, то он, соответственно, был удовлетворен своим профессиональным выбором.
Э. Берн, автор сценарной теории, полагает, что профессиональный выбор – это сценарий, сформированный в детстве [53]. По его мнению, небольшое количество людей может состояться в жизни в качестве полностью независимых субъектов. Наиболее важные жизненные сферы – семья, дети, карьера и даже вариант смерти – объясняются собственным сценарием, программой личностного роста, или планом, который формировался в дошкольном возрасте под влиянием родителей. В теории Берна каждая личность – это позиция Ребенка, Взрослого и Родителя. Также сюда необходимо отнести рассуждение Д. Сьюпера о Я-концепции личности, которая базируется на собственных профессиональных ориентирах и стремлениях. На этой основе Сьюпер ввел понятие общей и профессиональной Я-концепции [53] с соответствующими характеристиками, которые снабжаются конкретными понятиями, используемыми в осуществлении выбора сферы деятельности. К примеру, субъект видит себя активным и деловым и если он также думает о юристах, то его дальнейший путь может лежать именно в этом профессиональном русле. Если субъект видит ученого в качестве умного, но пассивного и исполнительного, то станет в дальнейшем избегать этой профессии, поскольку она не соответствует его Я-представлениям.
……………………………………………….
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 1991.
2. Адлер А. Наука жить / URL: http://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt)
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Наука, 2002.
4. Бегоян А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление // Психотерапия. 2013. № 5 (125). С. 59-62.
5. Братусь Б.С. Смерть и смысл жизни / URL: http://www.inspp.ru/index.php?Itemid=0&id=286&option=com_content&task=view
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания / URL: http://psylib.org.ua/books/vasif01/txt02.htm
7. Власова Н.В. Психическая травма: ретроспективныи? обзор теоретических обосновании?, феноменология и психотерапия // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. 2020. С. 53-57.
……………………………………………….