Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение творческому письму на уроках иностранного языка
Введение
В настоящее время можно наблюдать возросшую роль иностранных языков в мире. Политические, экономические, культурные взаимодействия разных государств вовлекли в общение людей разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно, возросли и потребности в использовании иностранного языка, который выступает и как средство общения, и как средство приобщения к культуре изучаемых стран.
Роль письменной коммуникации в настоящее время значительно повысилась. Для того чтобы написать электронное письмо или послать факс зарубежному партнеру / другу, необходимо уметь оформить речевое высказывание в письменной форме. Поэтому одной из основных задач обучения иностранному языку должно являться обучение иноязычной творческой письменной речи. Снижение уровня творческих способностей у школьников и неумение самостоятельно написать творческое письмо является одним из глобальных вызовов современному образованию.
Методика обучения иностранному языку длительное время не уделяла должного внимания творческому обучению письменной речи, а наоборот приобрела вид «шаблонности» написания тех или иных видов письма. В этом нет ничего удивительного, поскольку это происходит на фоне подготовки детей к различным видам проверочных работ, таких как ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, где от ученика требуется не столько проявление его творческих способностей, сколько понимание и знание определенных правил написания письменных работ. Сейчас в отношении письма наблюдается перемена.
……………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся творческому письму при изучении иностранного языка
1.1. Письмо как вид речевой деятельности
В современной методике преподавания иностранных языков обучение письму занимает важную позицию. Это связано с тем, что повсеместное распространение коммуникационных технологий в мире привело к повышению значимости письменной речи в повседневной жизни людей. Большая часть взаимодействия людей осуществляется не в устной, а в письменной форме. Более того, массовое распространение интернет-программ и приложений для обмена сообщениями оказало большое влияние на формы взаимодействия людей и вывело умения письменной речи на первый план. В результате в методике преподавания иностранных языков развитие умений в области письменной речи становится также востребованными, как и в развитие умений в области устного общения.
Необходимость развития иноязычной письменной речи обучающимися общеобразовательной школы закреплена в предметных результатах по учебному предмету «Иностранный язык» в ФГОС нового поколения: первым предметным результатом, указанным в нормативном документе, является «овладение основными видами речевой деятельности» [39], среди которых выделяют письмо, говорение, чтение и аудирование в их тесной взаимосвязи.
С другой стороны, сравнительно недавно обучению письменной речи на уроке иностранного языка уделялось незначительное внимание в учебных программах. Это связано с тем, что письмо считалось лишь средством обучения остальным видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию) или средством контроля развитости у обучающихся различных речевых навыков и умений. Однако в современной методике преподавания иностранных языков неоспоримым является тот факт, что письменная форма коммуникации не менее важна, чем устное общение. В связи с этим в современной школе обучению школьников выражать собственные мысли не только в устной, но и в письменной форме уделяется значительное внимание. В каждом типе учебного учреждения, на каждом этапе изучения иностранного языка, в каждом учебно-методическом пособии по иностранному языку содержатся задания, направленные на реализацию речевой деятельности, в том числе и умений письменной речи.
Зарубежный исследователь Дж. Скривенер также отмечает, что роль письма в повседневной жизни каждого человека существенно изменилась. Совсем недавно люди не испытывали такой большой необходимости в написании различных типов писем, сообщений, докладов и т. д. Однако в настоящее время, в частности, в связи с появлением Интернет-коммуникации, навыки письма необходимы каждому успешному человеку, в связи с чем методика преподавания английского языка стала больше учитывать развитие именно умений письменной речи [32].
В «Новым словаре методических терминов и понятий» фиксируется методическое понятие «письменная речь», которое определяется как «форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме» [3, с. 196]. Данное определение можно считать довольно широким.
При анализе понятия «письмо» в методическом аспекте, следует отметить отличие методического понятия «письмо» как вида речевой деятельности от лингвистического понятия «письмо». С технической точки зрения письмо – это «форма материального воплощения письменной речи, его технический компонент» [1, с. 63]. Другими словами, письмо с этой точки зрения – лишь способ составления слов из букв, для чего необходимо уметь правильно изображать знаки письма, обладать красивым и ровным почерком, а также научиться правильно кодировать звуки речи в знаки письма. В методическом же понимании письмо, или письменная речь, – это продуктивный вид письменной речевой деятельности, который подразумевает способность обучающихся выражать мысли при помощи системы графических знаков. Другими словами, это письменная коммуникация, которая не заключается лишь в письменном воспроизведении звучащей речи.
Наилучшим образом это противопоставление письма и письменной речи представлено в научном труде Н.Д. Гальсковой, которая под письмом понимает технику письма и жанр письменной речи, а под письменной речью – «форму речи, связанную с выражением мыслей в письменной форме» [11, с. 235].
Рассмотрим определения понятия «письмо» / «письменная речь / «письменная речевая деятельность», предлагаемые в методике преподавания иностранных языков.
……………………………………………………………….
Список использованной литературы
1. Абдусаламов М.М., Газиева А.А. Письменная речь и целевые категории коммуникативной письменной речи как средство обучения при усвоении английского языка // Мир науки, культуры, образования. 2020. №. 4 (83). С. 63–65.
2. Адельшина Н.А. Развитие письменной компетенции школьников на старшем этапе обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-1 (76). С. 191–195.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
……………………………………………………………….