Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Туристско-краеведческая деятельность как способ развития познавательного интереса школьников в изучении родного края .
Предмет клиента: Краеведение
Введение
Актуальность исследования. Развитие познавательного интереса школьников к изучению родного края является одной из важных задач современного образования. В условиях глобализации и информатизации общества, когда происходит размывание культурной идентичности, особенно важно сохранять и развивать интерес подрастающего поколения к истории, культуре и природе малой родины.
Актуальность данной проблемы подчеркивается в ряде нормативных документов. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в качестве одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы указывается «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания». Достижение данных результатов невозможно без приобщения школьников к истории и культуре своего народа, своей малой родины [39].
…………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы туристско-краеведческой деятельности как способа развития познавательного интереса школьников к изучению родного края
1.1. Понятие и сущность туристско-краеведческой деятельности в школе
Туристско-краеведческая деятельность является одним из важных направлений воспитательной работы в современной школе. Она позволяет решать широкий спектр образовательных и развивающих задач, способствует формированию у учащихся ценностного отношения к природному и культурно-историческому наследию родного края, развитию познавательных интересов, совершенствованию навыков исследовательской работы.
В педагогической науке существуют различные подходы к определению сущности туристско-краеведческой деятельности. Так, А.А. Остапец-Свешников рассматривает ее как «комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, предусматривающее организацию их активной деятельности по изучению и улучшению состояния окружающей социальной и природной среды своего края» [35, с. 8]. По мнению автора, специфика данного вида деятельности заключается в ее интегративном характере, сочетании различных форм и методов работы, направленности на всестороннее развитие личности.
Д.В. Смирнов понимает под туристско-краеведческой деятельностью «целенаправленный процесс формирования физических, психических, нравственных и других качеств личности, осуществляемый под руководством педагога в ходе учебно-тематических экскурсий, прогулок, туристских походов и путешествий» [49, с. 12]. Ученый подчеркивает значимость данной деятельности для социализации подрастающего поколения, приобщения детей к здоровому образу жизни, воспитания экологической культуры.
В работах Ю.С. Константинова туристско-краеведческая деятельность учащихся трактуется как «педагогически целесообразная организация свободного времени детей, направленная на удовлетворение их потребности в познании окружающего мира, самопознании и самореализации» [16, с. 23]. Автор акцентирует внимание на творческом, развивающем характере данной деятельности, ее роли в раскрытии индивидуальных способностей и склонностей школьников.
По определению А.Е. Сейненского, туристско-краеведческая деятельность представляет собой «специфический вид деятельности, основанный на изучении особенностей природы, истории и культуры определенной территории (края) с использованием активных форм передвижения» [45, с. 31]. Ученый отмечает, что данный вид деятельности способствует расширению кругозора учащихся, формированию у них исследовательских умений и навыков, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы.
Л.П. Басов рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «комплексное средство личностного развития, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения» [2, с. 45]. По мнению автора, участие в туристских походах и экспедициях способствует становлению жизненной позиции школьников, осознанию ими своей причастности к судьбе родного края, страны.
Г.А. Лях определяет сущность туристско-краеведческой деятельности как «целенаправленный процесс приобретения учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края, формирования ценностного отношения к его наследию, а также умений и навыков исследовательского поиска» [24, с. 17]. Автор подчеркивает значимость данной деятельности для интеллектуального развития школьников, удовлетворения их познавательных потребностей.
………………………………………….
Список использованных источников
1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. – 13-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 112 с.
2. Голованов, В. П. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма / В. П. Голованов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – № 2. – С. 14-22.
3. Горошко Н.В. Ресурсный потенциал развития экологического туризма в Новосибирской области // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2019. - № 2. - С. 25-33.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2014. – 224 с.
………………………………………….