Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие самостоятельности младших школьников на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие трудового потенциала личности было и остается важной задачей в педагогике и психологии. В особенности эта проблема становится актуальной в сложные периоды жизни общества, когда требуется больше творческих личностей, способных самостоятельно и инновационно решать возникшие задачи.
В современных условиях развивать культуру самостоятельного труда и в целом трудового поведения подрастающих поколений представляется весьма важной прикладной задачей с целью оптимальной адаптации детей, определения своего положения в окружающем мире в дальнейшем. Это подтверждает изменение установок в формировании ценностных ориентаций в отношении самостоятельности в деятельности, а кроме этого, в работе образовательных учреждений увеличивает значимость данного направления. Современное образование сталкивается с новыми проблемами, связанными с адаптацией его содержания к стандартам современного мира и созданием среды, способствующей самостоятельности детей младшего школьного возраста.
…………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Проблема самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Проблема самостоятельности многими учеными связывается, с одной стороны, с закономерным процессом развития личности, с другой стороны – с условиями окружающей среды, требующими от этой личности качеств, необходимых для реализации собственной деятельности. Проблематика развития самостоятельности рассматривается многими ведущими педагогами и психологами и является ключевой в процессе формирования и развития личности младшего школьника, его самосознания, деятельности и активности на системной основе.
Если обратиться к историческому аспекту, то можно встретить следующее определение, которое еще в конце 19 века упоминает С.И. Ожегов; суть его сводится к следующему: слово «самостоятельность» имеет несколько значений:
1) независимый, свободный;
2) способен на самостоятельные действия, суждения;
3) изолирован от других;
4) выполняется в одиночку без посторонней помощи и каких-либо инструкций;
без посторонних воздействий [43].
В своих работах отечественный исследователь Н.А. Ветлугина определила феномен самостоятельности как независимость, способность и желание одного человека действовать или функционировать без помощи других [14].
Можно сказать, что самостоятельность как важное поведенческое качество является наиболее важным практическим результатом самообразования и семейного воспитания, то есть произведено в результате воспитания и обучения в школе. В то же время самостоятельность является важнейшим условием и инструментом саморазвития личности в процессах социализации.
Отечественный исследователь О.В. Боброва рассматривает самостоятельность как неотъемлемое качество личности, которое отражает единство когнитивной и волевой структур психики и проявляется в сознательной саморегуляции феноменов психической деятельности как активной связи субъекта с миром [6].
В.М. Флоча подчеркивает, что в своей самой общей форме самостоятельность представляет собой интегративное качество человека, характеризующее уровень способности регулировать свои отношения с другими и с самим собой [42].
В. С. Шурманов дает следующее определение понятию: «Самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного и самоконтроль, а в ряде случаев - и взятие на себя ответственности за дела и поступки» [27].
У Я. З. Мингазовой самостоятельность рассматривается, как модель поведения человека, определяющиеся внутренними, личностными психологическими факторами [25].
И.И. Васильева пишет, что самостоятельность «не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она на системном уровне включает в себя более существенную способность самостоятельно, осознанно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление деятельности» [12, С. 35].
Д.Ю. Агапова определяет самостоятельность как сложную черту человеческого характера, которая касается всех сторон его жизни и проявляется в выполнении индивидом устойчивых действий, знаний, умений, навыков, а также оценке, суждениях, отношении к себе и к окружающим действиям [4].
В педагогической литературе, например, у Л.И. Губаревой, самостоятельность рассматривается в качестве одного из компонентов деятельности ребёнка.
…………………………………..
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2019. - №4. – С. 19-27.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2018. – 416 с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2017. – 311 с.
4. Агапова, Д.Ю. Воспитание младших школьников в условиях образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134.
5. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №3. - С. 83-86.
…………………………………..